Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема восприятия искусства

  • Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин

    (1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.

    (2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!

    (18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.

    (21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?

    (30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?

    (41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.

    (47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)

     

    * Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

     

     

07.02.2021 16:35:34
Автор: Анна Лузанова

В чём заключается красота искусства? Именно этот вопрос волнует автора текста, В.М. Гаршина.

Автор считает, что искусство должно быть приятным для восприятия, поскольку его основной задачей является доставление эстетического наслаждения человеку. Гаршин уверен, что искусство существует для «воспроизведения изящного в природе», и в подтверждение своей точки зрения он вкладывает в уста главного героя фразу о том, что искусство должно «настраивать человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчать душу».  Автор придерживается своей позиции, однако не забывает о том, что искусство имеет не только эстетическую функцию.

В своём тексте писатель также указывает на то, что существует и другая точка зрения, точка зрения художника Рябина, который считает, что настоящее искусство должно отражать суровую действительность, тем самым вызывая в душе человека эмоциональный отклик в виде сострадания. Хотя В. М. Гаршин и отзывается о таком искусстве нелестным образом, говоря, что это «поэзия в грязи» и изображены на подобных картинах «безобразные тряпками и чумазые физиономии», но всё же указывает на то, что данный вид художественной работы помогает привлечь внимание публики к реальным проблемам современности.

Позиция автора понятна: искусство должно не только дарить человеку удовольствие и помогать ему расслабиться, но и обратить его внимание на насущные проблемы.

Я полностью согласна с позицией писателя. Искусство должно не только радовать эстетикой и красотой, но и нести посыл, указывать на проблемы современности, отражение которых можно найти в работах настоящего мастера. Настоящее искусство, благодаря глубокому смыслу, который в него заложен, пробуждает в человеческой душе эмоциональный отклик и заставляет задуматься о тех вещах, которые не всегда заметны в повседневной жизни.

Таким образом, искусство должно влиять на человека, побуждать его к размышлениям и действию. Оно может быть зрительно  приятным, но за видимым изяществом должен находиться глубокий и эмоционально богатый посыл художника, побуждающий человека к размышлению о требующих всеобщего внимания проблемах.
Количество слов - 286

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована несколько некорректно.

Анна,  обратите внимание на ключевые слова в Вашей формулировке и на позицию автора.

В чём заключается красота искусства?
Позиция автора понятна: искусство должно не только дарить человеку удовольствие и помогать ему расслабиться, но и обратить его внимание на насущные проблемы.
В позиции Вы пишите о предназначении искусства, а не о его красоте. Поэтому более удачной мне кажется следующие формулировки.

В чём заключается предназначение искусства? Каким должно быть искусство?
Позиция автора сформулирована верно, поэтому отталкивайтесь от нее, когда выявляете проблему. Не меняйте предмет речи.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена верно и не проанализирована, хотя, Анна, связь здесь очевидна: противопоставлено отношение к искусству рассказчика и Рябинина. Вы этот контраст, разумеется, почувствовали, но почему-то не написали эту часть комментария.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис,  но нет обоснования тезиса - конкретного примера.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

В своём тексте писатель также указывает на то, что существует и другая точка зрения, точка зрения художника Рябина, который считает, что настоящее искусство должно отражать суровую действительность, тем самым вызывая в душе человека эмоциональный отклик в виде сострадания.
Уместнее было использовать тире вместо запятой перед фразой, выделенной красным цветом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Позиция автора понятна: искусство должно не только дарить человеку удовольствие и помогать ему расслабиться, но и обратить его внимание на насущные проблемы.
1) Видовой разнобой. Верно: дарить и обращать.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно этот вопрос волнует автора текста, В.М. Гаршина.

Автор считает, что искусство должно быть приятным для восприятия, поскольку его основной задачей является доставление эстетического наслаждения человеку.
1) Повтор. Используйте синонимы.
Хотя В. М. Гаршин и отзывается о таком искусстве нелестным образом, говоря, что это «поэзия в грязи» и изображены на подобных картинах «безобразные тряпками и чумазые физиономии», но всё же указывает на то, что данный вид художественной работы помогает привлечь внимание публики к реальным проблемам современности.
2) Данный - канцеляризм.
Таким образом, искусство должно влиять на человека, побуждать его к размышлениям и действию.
3) Смысловая неполнота. К какому действию?

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Автор придерживается своей позиции, однако не забывает о том, что искусство имеет не только эстетическую функцию.
Вы путаете автора и рассказчика. В тексте есть рассказчик, который считает, что главное в искусстве - эстетика, и есть Рябинин, радеющий за правдивое искусство. Над ними -  автор, которому все же близка позиция Рябинина.

Общие рекомендации: Анна, следует усилить работу над комментарием, обоснованием собственной позиции и речью! Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку