Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема допустимости лжи во благо.

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
04.02.2021 19:40:14
Автор: София Гарчу

    Может ли быть оправдана ложь? Что значит "Святая ложь"? Именно этими вопросами задаётся автор, ставя проблему допустимости лжи во благо.
    Размышляя над поставленными вопросами, А. Куприн рассказывает о сложной судьбе Ивана Семенюты. Это человек, лишённый работы и репутации, живущий тяжёло и болезненно, ютясь в полутёмном подвале, где он снимает самый сырой и холодный угол (предложение 2). Но четыре дня в году Иван старается изменить свой внешний вид и навещает мать. Во время подобных редких визитов, герой подражает  "светским «прикомандированным» шалопаям", надеясь произвести впечатление важного человека, работающего, "как вол" (предложение 21). Так, он пытается избавить от переживаний и печали свою бедную, старую мать. Однако, старания его напрасны, поскольку иногда он противоречит своим прошлым рассказам, что, конечно, человек, любящий своего ребёнка, не может не заметить. Тогда Куприн подчеркивает, что мать Ивана знает о лжи, но молчит (предложение 36). Этими примерами писатель приводит читателя к закономерному выводу: заботясь о здоровье и душевном состоянии небезразличных друг другу людей, человек говорит неправду во благо, "обходя острое место" и сохраняя надежду на счастливый исход.
    Автор считает, что ложь может быть оправдана, если она "святая", имеет благие цели.
    Я согласна с позицией автора, ведь бывают моменты, когда лучше смолчать о чем-то, чем ранить и напрямую сказать горькую правду и без того больному человеку.  К примеру, вспомним произведение «Судьба человека» М. А. Шолохова. Главный герой обманывает мальчика-сироту, чья семья погибла вовремя войны, выдавая себя за его родного отца. Благодаря этому поступку ребёнок обретает семью. Таким образом, автор доказывает, что ложь во благо способна по-настоящему спасти жизнь.
    В заключение хотелось бы сказать, что неправда, сказанная с желанием помочь дорогому человеку дарит людям способность сочувствовать друг другу и надеяться на лучшее.  
Количество слов - 271

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, София!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан (обман Семенютой матери), скупо пояснен.

Пример 2 указан (реакция матери на обман), но не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не указана, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Удачный, убедительный аргумент, молодец!

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Тогда Куприн подчеркивает, что мать Ивана знает о лжи, но молчит (предложение 36).
Связочное наречие употреблено неуместно.
Я согласна с позицией автора, ведь бывают моменты, когда лучше смолчать о чем-то, чем ранить и напрямую сказать горькую правду и без того больному человеку.
В тезисе вы упоминаете о больном человеке, а в примере отступаете от этого, т.к. Ваня в рассказе Шолохова был вполне здоров. Получается логическое несоответствие.
Благодаря этому поступку ребёнок обретает семью. Таким образом, автор доказывает, что ложь во благо способна по-настоящему спасти жизнь.
Нарушена причинно-следственная связь между предложениями. Обрести семью - это не значит "спасти жизнь".

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Во время подобных редких визитов, герой подражает  "светским «прикомандированным» шалопаям"
Лишняя запятая.
Так, он пытается избавить от переживаний и печали свою бедную, старую мать.
Две лишние запятые.
Однако, старания его напрасны, поскольку иногда он противоречит своим прошлым рассказам, что, конечно, человек, любящий своего ребёнка, не может не заметить.
Лишняя запятая.
В заключение хотелось бы сказать, что неправда, сказанная с желанием помочь дорогому человеку ЗПТ дарит людям способность сочувствовать друг другу и надеяться на лучшее.  
Пропущена запятая после причастного оборота.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Это человек, лишённый работы и репутации, живущий тяжёло и болезненно, ютясь в полутёмном подвале, где он снимает самый сырой и холодный угол (предложение 2).
Ошибка в предложении с деепричастным оборотом. Поскольку в предложении нет сказуемого, деепричастия в нем тоже быть не может.
Однако, старания его напрасны, поскольку иногда он противоречит своим прошлым рассказам, что, конечно, человек, любящий своего ребёнка, не может не заметить.
Правильно: ЧЕГО не может не заметить.
Главный герой обманывает мальчика-сироту, чья семья погибла вовремя войны, выдавая себя за его родного отца.
Ошибка в предложении с деепричастным оборотом: семья погибла, выдавая себя за отца.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Но четыре дня в году Иван старается изменить свой внешний вид и навещает мать.
Старается изменить вид 4 дня - вот что получается из-за некорректного порядка слов.
Этими примерами писатель приводит читателя к закономерному выводу: заботясь о здоровье и душевном состоянии небезразличных друг другу людей, человек говорит неправду во благо, "обходя острое место" и сохраняя надежду на счастливый исход.
Получается, что человек заботится о состоянии других людей, которые небезразличны друг другу.
Непонятно, о каком исходе идет речь.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, над пояснением примеров, анализом взаимосвязи.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку