Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отсутствия духовности в людях

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


04.02.2021 04:11:18
Автор: Екатерина Лазарева

В предложенном для анализа тексте А.А. Лиханов ставит проблему отсутствия духовности в людях.
           Комментируя данную проблему, хотелось бы обратиться к одному из предложений. Автор пишет: «исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее». Этим он хотел показать, что люди совсем забыли о своей духовной сути, социальных потребностях, общении и отношениях, построенных на искреннем взаимном интересе к личностям друг друга. Они утеряли эмоциональность и живость внутреннего мира, заменили его сухой логикой и неестественностью.
           Также хотелось бы отметить предложение об Януше Корчаке, который «стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами». Это наглядный пример того, как человек не скрывает свою эмоциональную сущность, которая обогащается в моменты проявления доброты и любви к ближнему.
             Примеры можно противопоставить. Первый из них показывает, как человек в современном мире теряет радушие. А второй, в свою очередь, иллюстрирует, что чуткость и способность к состраданию важнее всего остального на свете, они закладывают семена гармонии в сердце и разуме.
             А.А. Лиханов считает, что «те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, … бывают наказаны … на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих». Я абсолютно согласна с позицией автора. Действительно, человек должен развиваться во всех сферах свой жизни сбалансированно. Тем более, другие люди, как кирпичики, составляют основание для нашего счастья. Даже психологи современности говорят, что любовь есть важная часть существования каждого человека, поэтому пренебрегать социальными связями нельзя.
            Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в данном тексте, и осознают, как же все-таки важно сохранять добро внутри себя и распространять его во весь мир.
Количество слов - 264

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована. Вы не проанализировали взаимосвязь. Представлен анализ (пояснение) каждого примера.

Примеры можно противопоставить. Первый из них показывает, как человек в современном мире теряет радушие. А второй, в свою очередь, иллюстрирует, что чуткость и способность к состраданию важнее всего остального на свете, они закладывают семена гармонии в сердце и разуме.
Хочется обратить внимание: комментарий Вы строите, опираясь на отдельные предложения (я выделила красным цветом). На мой взгляд, это неправильный путь.
Комментируя данную проблему, хотелось бы обратиться к одному из предложений. Автор пишет: «исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее». Этим он хотел показать, что люди совсем забыли о своей духовной сути, социальных потребностях, общении и отношениях, построенных на искреннем взаимном интересе к личностям друг друга. Они утеряли эмоциональность и живость внутреннего мира, заменили его сухой логикой и неестественностью.
          Также хотелось бы отметить предложение об Януше Корчаке, который «стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами». Это наглядный пример того, как человек не скрывает свою эмоциональную сущность, которая обогащается в моменты проявления доброты и любви к ближнему.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы обозначена, но сделано это некорректно. Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. На мой взгляд, этого единства в сочинении нет. Балл я, конечно, поставлю, но призываю Вас поработать с понятием "позиция автора" (со способами обозначения ПА).

А.А. Лиханов считает, что «те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, … бывают наказаны … на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих».
Совет: старайтесь не формулировать позицию автора с использованием цитат.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Также хотелось бы отметить предложение об Януше Корчаке, который «стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами».
Абзац начинается со слова "также".  
А.А. Лиханов считает, что «те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, … бывают наказаны … на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих». Я абсолютно согласна с позицией автора. Действительно, человек должен развиваться во всех сферах свой жизни сбалансированно. Тем более, другие люди, как кирпичики, составляют основание для нашего счастья. Даже психологи современности говорят, что любовь есть важная часть существования каждого человека, поэтому пренебрегать социальными связями нельзя.

Нарушение абзацного членения. Лучше отношение к позиции автора по проблеме исходного текста выносить в отдельный абзац.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Так как снижен балл по К10, автоматически снижается балл и по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в данном тексте, и осознают, как же все-таки важно сохранять добро внутри себя и распространять его во весь мир.
Нарушение управления. Распространять добро во всём мире. Распространять на весь мир.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Этим он хотел показать, что люди совсем забыли о своей духовной сути, социальных потребностях, общении и отношениях, построенных на искреннем взаимном интересе к личностям друг друга.
Смысловая избыточность.
Это наглядный пример того, как человек не скрывает свою эмоциональную сущность, которая обогащается в моменты проявления доброты и любви к ближнему.
Лексическая несочетаемость.
Действительно, человек должен развиваться во всех сферах свой жизни сбалансированно.
Неточное словоупотребление. Лексическая несочетаемость. Лучше использовать слово "гармонично".
Слово "свой" лишнее.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку