Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.главная задача культурного человека
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Комментируя данную проблему, хотелось бы обратить внимание на предложения 25-27. В них рассказчик обращает внимание на слова Лиды, которая считает главной задачей культурного человека деятельное служение близким, попытку помочь другим. Главная героиня полагает, что нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать во благо общества. Читатель понимает, что нельзя быть равнодушным к проблемам людей.
Однако можно рассмотреть иную позицию к данной проблеме. В предложениях 18-19 и 21-22 художник, один из главных героев, говорит о том, что медицинские пункты, школы , библиотеки, аптеки вместо того , чтобы существенно облегчить жизнь человека , напротив , служат только порабощению. По его мнению, вмешательство в жизни людей является препятствием к их духовному развитию. Читатель понимает, что одни люди , внося в чужие жизни новые предрассудки , делают этим людям хуже, так как препятствуют к их духовному развитию. Поэтому главной задачей культурного человека является также уважение окружающих людей.
Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Они показывают, что для одних главной задачей культурного человека является забота об окружающих , а для других , наоборот, - невмешательство людей в чужие жизни.
Позиция автора выражена напрямую, она выражена в словах Лиды. П.Чехов считает, что главной задачей культурного человека является служение близким.
Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, человек не должен сидеть сложа руки, а должен быть полезен обществу, ведь культурным можно назвать того человека, который уважает не только себя, но и других , а значит, не может пройти мимо чужой беды.
Хочется верить, что , прочитав текст А.П.Чехова, многие задумаются о том, что главной задачей культурного человека является прежде всего помощь другим.
Здравствуйте, Мария!
Вы написали грамотную, логично выстроенную работу.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Использовать номера предложения для комментария ФИПИ разрешает, и всё-таки рекомендую оформить примеры как микроцитату или прямую речь: номера предложений пусть останутся в 9 классе, пока ребятам сложно работать с анализом текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Позиция автора выражена напрямую |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса формальное.
Я ставлю Вам балл по этому критерию, но можете и не получить его: обоснование должно быть конкретным, социально значимым. По сути у Вас его нет, и это приведёт к обнулению К4.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
повторы
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
позицию к данной проблеме |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать во благо общества. Читатель понимает, что нельзя быть равнодушным к проблемам людей |
...человек не должен сидеть сложа руки, а должен быть полезен обществу, ведь культурным можно назвать того человека, который уважает не только себя, но и других , а значит, не может пройти мимо чужой беды. Хочется верить, что , прочитав текст А.П.Чехова, многие задумаются о том, что главной задачей культурного человека является прежде всего помощь другим |
ВЕДЬ- разговорное слово
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над…
Успеха на ЕГЭ!