Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ценности наград.

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

27.01.2021 14:31:38
Автор: Кирилл Егоров

Как правило, ордена и медали даются человеку за какие-либо заслуги и подвиги. Но какую важность они представляют для людей? В предложенном тексте А. П. Чехов поднимает проблему ценности наград.

Автор пишет об учителе военной прогимназии Пустякове, который одолжил у своего друга орден, чтобы произвести хорошее впечатление на купца Спичкина. Когда он надел орден, то заметил, что незаслуженная награда заставляет чувствовать его себя увереннее, внушать уважение к себе. Пустяков произносит: «Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!» Данный пример демонстрирует ценность ордена и показывает, как награда способна изменить мнение о себе в лучшую сторону.

Следующим примером, помогающим раскрыть проблему, служит эпизод, в котором Пустяков – носитель незаслуженного ордена, оказывается в доме у Спичкина и обнаруживает среди гостей своего товарища по службе. Пустяков осознает, что если покажет ему орден, то вызовет много неприятных вопросов и «осрамится навеки, обесславится». Из-за этого он был вынужден всю время прикрывать орден правой рукой. Этот пример показывает ответственность, которую несет человек, надевший на себя какую-либо награду. Чувство этой ответственности вызвано ценностью регалий и теми качествами, которыми они характеризуют человека в глазах других людей.

Второй пример дополняет первый потому, что показывает не только ценность наград, но и ответственность за них. Автор приводит данные примеры для наиболее глубокого понимания проблемы и создания целостного представления о влиянии наград на человека.

Позиция автора ясна и понятна. А. П. Чехов считает: незаслуженные награды ни в коем случае нельзя использовать для создания ложного представления о себе, поскольку это может обернуться позором.

С мнением автора мне трудно не согласиться, так как я также считаю, что человек должен создавать хорошее представление о себе только своими собственными заслугами и достижениями. Например, мой прадед – участник Великой Отечественной войны, носил только те награды, которые он получил за свои заслуги перед страной во время войны. Именно поэтому в обществе он пользовался заслуженным уважением и почетом.

Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте А. П. Чехова, и смогут осознать ценность наград и ответственность, возложенную на их носителя.
Количество слов - 326

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Кирилл!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, но сформулирована некорректно. Старайтесь точнее выражать мысль. Лучше формулировать проблему в виде вопроса, чтобы легче было выстроить вопросно-ответное единство "проблема - позиция автора". Хотя утвердительную форму тоже можно использовать. Решение всегда за Вами.

K2 - Комментарий +  3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Автор пишет об учителе военной прогимназии Пустякове, который одолжил у своего друга орден, чтобы произвести хорошее впечатление на купца Спичкина.
Неудачно вводится пример.
Пустяков произносит: «Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»
Перед нами предложение с прямой речью. В словах автора наблюдается неполнота мысли, нужно бы развернуть высказывание, возможно, добавить какие-то оценочные слова.

Пример 2 указан, не пояснен (формально пояснение присутствует, но выглядит нелогично).

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована, но, на мой взгляд, этого недостаточно, чтобы засчитать анализ связи, тем более, что связь указана неверно.

Автор приводит данные примеры для наиболее глубокого понимания проблемы и создания целостного представления о влиянии наград на человека.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Как правило, ордена и медали даются человеку за какие-либо заслуги и подвиги. Но какую важность они представляют для людей? В предложенном тексте А. П. Чехов поднимает проблему ценности наград.
На мой взгляд, нелогично начинать сочинение с вводной конструкции "как правило". Возможно, что кто-то из экспертов не вынесет это как ошибку, но я Вам искренне советую так не делать. Второе предложение начинается с противительного союза "но", следовательно, появляется противопоставление. Давайте рассуждать: у нас есть мысль - ордена и медали даются непросто так (1 предложение),  ордена и медали представляю какую-то важность (2 предложение). Никак я не могу согласиться с союзом "но".
Второй пример дополняет первый потому, что показывает не только ценность наград, но и ответственность за них.
Оба примера связаны с образом Пустякова.  1 пример - чувства Пустякова, надевшего орден (значимость персоны, тщеславие). 2 пример - боязнь Пустякова быть разоблачённым (поведение на празднике у Спичкина). Разве мы может в таком случае говорить о дополняющих примерах?

Этот пример показывает ответственность, которую несет человек, надевший на себя какую-либо награду. Чувство этой ответственности вызвано ценностью регалий и теми качествами, которыми они характеризуют человека в глазах других людей.
Непонятная мысль, высказанная в пояснении к примеру.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Ошибки:

Когда он надел орден, то заметил, что незаслуженная награда заставляет чувствовать его себя увереннее, внушать уважение к себе.
Неточное словоупотребление.
Данный пример демонстрирует ценность ордена и показывает, как награда способна изменить мнение о себе в лучшую сторону.
И снова неточное словоупотребление. Этот пример показывает, какое значение Пустяков придаёт наградам. Он честолюбив.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте А. П. Чехова, и смогут осознать ценность наград и ответственность, возложенную на их носителя.

И снова неточность выражения мысли.

Старайтесь выражать мысль точно, понятно, логично, чтобы не только Вы понимали, о чём идёт речь.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

Из-за этого он был вынужден всю время прикрывать орден правой рукой.
Опечатка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2  балла

Ошибки:

Позиция автора ясна и понятна. А. П. Чехов считает: незаслуженные награды ни в коем случае нельзя использовать для создания ложного представления о себе, поскольку это может обернуться позором.
Неверная пунктуация. Правильнее после фразы "позиция автора ясна" поставить двоеточие и пояснить (позиция автора понятна: незаслуженные награды...).
Например, мой прадед – участник Великой Отечественной войны, носил только те награды, которые он получил за свои заслуги перед страной во время войны.
Не хватает тире. Так как участник Великой Отечественной войны - приложение и вы поставили перед ним тире, нужно поставить тире и после слова "войны".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Когда он надел орден, то заметил, что незаслуженная награда заставляет чувствовать его себя увереннее, внушать уважение к себе.
Неверно использована глагольная форма (инфинитив "внушать"). Слово "заставляет" лучше заменить другим - помогает: награда помогает чувствовать себя уверенней и внушает уважение. Можно по-другому: награда помогает чувствовать уверенность в себе...

Много местоимений (это уже речь)

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Когда он надел орден, то заметил, что незаслуженная награда заставляет чувствовать его себя увереннее, внушать уважение к себе.
Неудачное употребление местоимений. Повторы. Неточное словоупотребление.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку