Запомни!
Чем чреват обман окружающих людей?
-
Текст: А. Чехов. Орден
(1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.
(2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!
(12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.
(13) Поручик выругался, но согласился.
(14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.
(17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»
(19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.
(20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.
(23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.
(28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...
(32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.
(34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.
(36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.
(38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.
(40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»
(43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...
(44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!
(45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!
(48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...
(53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!
(55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!
(56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…
(62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.
(63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!
(68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.
(69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.
(70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.
(71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»
(73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)
А.П. Чехова.
Размышляя над этим вопросом, автор описывает ситуацию, когда учитель военной прогимназии, Лев Пустяков одолжил у друга орден, чтобы произвести впечатление на обеде у купца Спичкина. Но при виде своего
коллеги он понимает, что обман может быть раскрыт и ужасается последствиям: "Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться...". На этом примере мы видим, что попытка заполучить всеобщее признание оборачивается для человека угрозой разоблачения, громадным риском быть высмеянным.
Следующий пример показывает нам обстоятельство, когда Пустяков вынужден отказаться от вкусной
еды,чтобы не задействовать рук и не открыть обзор на орден, дабы коллега-француз не заметил
награды, которой не обладал Пресняков: "Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок."
Этот пример показывает, что жульничество порождает дискомфорт, поскольку человек постоянно боится быть уличенным в позорном поступке.
Эти два примера, взаимно дополняющие друг друга , помогают понять, что обман приносит
человеку постоянные неудобства.
Автор считает, что обман окружающих людей влечет за собой угрозу разоблачения и стресс.
Я согласна с мнением автора и считаю, что достижение корыстных целей нечестным путем
влечет за собой негативные последствия. Чтобы доказать это, приведу пример из
общественной жизни.
Мой брат, чтобы получить отличную оценку в школе, списал контрольную работу у друга.
Тем не менее, учительница поняла это и не засчитала его работу. Эта ситуация служит подтверждением
того, что любая ложь вредит людям.
В заключении хочется отметить, что человек по своей природе склонен к обману, одноко
хочется верить, что люди будут честнее с окружающими.
Здравствуйте, Анастасия!
Со структурой сочинения ЕГЭ Вы знакомы, работа самостоятельная.
Но текст поняли поверхностно и однобоко. Обман плох для человека, потому что выгоду потерял (брат из обоснования своей позиции ) и дискомфортно состояние (обратите внимание на финал рассказа)? Думаю, А.П. Чехов вложил более глубокий нравственный смысл в рассказ.
Я засчитываю проблему, но шанс обнуления по К1-К4 при таком невнимательном прочтении произведения есть.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно (К 10)
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, сформулирована некорректно (К10)
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса некоррекно (засчитано, но такой пример не слишком убедителен).
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.
Ошибки:
Чтобы доказать это, приведу пример из общественной жизни. Мой брат, чтобы получить отличную оценку в школе, списал контрольную работу у друга. Тем не менее, учительница поняла это и не засчитала его работу. Эта ситуация служит подтверждением того, что любая ложь вредит людям. |
Мой брат, чтобы получить отличную оценку в школе, списал контрольную работу у друга. |
приведу пример из общественной жизни. |
В заключении хочется отметить, что человек по своей природе склонен к обману, |
Нет, это не природа, а дурное воспитание.
одноко хочется верить, что люди будут честнее с окружающими. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 балл
Ошибки: неточность словоупотребления.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла.
Ошибки:
когда учитель военной прогимназии, Лев Пустяков одолжил у друга орден |
он понимает, что обман может быть раскрыт и ужасается последствиям |
"Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок." |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл.
Ошибки:
произвести впечатление (на кого?) требует В.п. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов.
Ошибки:
Чем чреват обман окружающих людей? |
Из фразы, созданной Вами, непонятно, кто кого обманывает.
Автор считает, что обман окружающих людей влечет за собой угрозу разоблачения и стресс. |
на обеде у купца Спичкина. Но при виде своего коллеги он понимает |
громадным риском быть высмеянным |
дабы коллега-француз не заметил |
Этот пример показывает, что жульничество порождает дискомфорт, поскольку человек постоянно боится быть уличенным в позорном поступке. Эти два примера, взаимно дополняющие друг друга , помогают понять, что обман приносит человеку постоянные неудобства. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Ошибки:
Пресняков |
Общие рекомендации: обращайте внимание на глубину текстов, поработайте над точностью и выразительностью речи.
Успеха на ЕГЭ!