Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к пленным

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

16.01.2021 15:44:10
Автор: Anna Agienko

Как относились к пленным немцам русские солдаты? Именно эта проблема находится в центре внимания В. Астафьева.
Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег." На этом примере мы видим, что солдаты относятся с понимание к пленным. Далее В. Астафьев, чтобы показать, как с теплотой и заботой относятся к врагу русские, обращает внимание на мысли рассказчика: "И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. В ближней полу разбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять доброе отношение солдат к пленным немцам.
Автор считает, что русские солдаты относились к пленным немцам по-человечески.
Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
В произведении В. Закруткина "Матерь человеческая" показывается человеческое отношение  к мальчику немцу. Главная героиня потеряла на войне всех родных. И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в мире слишком много ненависти. Хотелось бы верить, что люди будут относится к окружающим более гуманно.
Количество слов - 244

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Anna!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно. Anna, хотелось бы показать  такого Вам опасность проблемного вопроса. Во-первых, в нем нет нравственной оценки, во-вторых, ответ однозначный - по-разному относились. Как же можно было сформулировать вопрос? Посмотрите.
Как нужно относиться к пленным?
Нужно ли проявлять милосердие по отношению к пленным?
На эти вопросы можно ответить по-разному, и в них есть оценка. Поучитесь делать проблемный вопрос.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

А вообще в тексте ведь показано разное отношение к пленным.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

     — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

Вы почему -то не заметили этого персонажа. В следующий раз старайтесь анализировать текст целиком, обращая внимания на противопоставление, которое часто встречается в художественных текст повествовательного типа.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
Вы ушли от позиции автора и стали писать о том, в чем проявляется человечность. Сочинение же о том, как относились к пленным. Anna, предмет речи в тексте должен быть один. Увы, балл по К4 Вы не получаете.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."
1) Логический провал. Кто такой Борис? Почему он упал на пленных? Вы прыгаете с места в карьер, ничего не говоря о персонажах, не представляя их. Это нужно делать обязательно.

Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
  В произведении В. Закруткина "Матерь человеческая" показывается человеческое отношение  к мальчику немцу. Главная героиня потеряла на войне всех родных. И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Пример нужно оформлять в одном абзаце с тезисом.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в мире слишком много ненависти. Хотелось бы верить, что люди будут относится к окружающим более гуманно.
3) Как этот вывод вытекает из сочинения? Никак.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: +2 балла.

Ошибки:

И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
1) Несмотря.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."
1) Не обособлен деепричастный оборот.
И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Оборот с НЕСМОТРЯ НА обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На этом примере мы видим, что солдаты относятся с понимание к пленным.
1) Этот пример показывает, демонстрирует
И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Повторы.
3) Обилие местоимений.
4) Данный - канцеляризм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста и речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку