Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как исчезают памятники кульуры из человеческой памяти?

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
03.01.2021 14:02:13
Автор: Anna Kor

Как исчезают памятники культуры из человеческой памяти? Именно эта проблема поднимается автором данного текста (В. П. Катаевой).
С одной стороны, памятники культуры переставляют с одного места на другое, так они исчезают из человеческой памяти. Именно так произошло с памятником Гоголю. Когда-то в Москве, на Арбатской площади, (судя по знаменитым улицам, названия которых есть в тесте, - Мясницкая, Тверская) сидел Гоголь с поникшей головой, которая потонула в бронзовой шинели. Потом появился памятник этому великому писателю в полный рост на том же месте, а старый, возможно, уничтожили. Кому-то не понравился древний монумент, поэтому поставили другой, не спросив людей, привыкших смотреть на старый памятник, хотят они перемен в том месте или нет.  Вот так уничтожают, а точнее заменяют на другие, памятники культуры из человеческой памяти.
С другой стороны, уничтожают памятники и оставляют пустоту, которую, возможно, заполнят жилыми домами, т. е. сотрут и не оставят напоминание о них. Так было и с автором текста. Он ездил на машине и не видел памятники, красоту Москвы, как только "тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором (...) был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но но какая странная пустота открыла передо мной (...) его не было". Исчезли: библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная. Сомневаюсь, что их когда-нибудь восстановят, ведь от них нет никакой денежной выгоды. Они занимали 1, 2 гектара земли, на месте которых можно построить торговый центр, дом и многое другое, получать десятки тысяч рублей. Вот так стёрли с лица земли памятнки культуры и оставили только пустоту не только на "обломках" суши, но и в сердце автора текста.
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что памятники культуры могут исчезнуть, и о них вспомнят люди тогда, когда остановятся на каком-то месте, где стояло что-то древнее, будут сожалеть о прошлом, но восстановить его очень трудно, ведь настоящее становиься привычным, а прошлое навсегда забывается.
Памятники культуры убирают с улиц городов, потому что они кому-то не нужны. Так считает автор данного текста. Это и есть авторская позиция.
Я согласна с мнением автора, потому что так исчезают и исчезали памятники культуры не только в Москве, но и в других городах. Вспомним древний Киев, Десятинную церков, построенную примерно в 996 году. Её сожгли войска Батыя (хана Орды), потому что им она была не нужна. Потом была вторая Десятинная церковь, третью разрушала в начале 20 века советская власть, боровшаяся с христианством. Вот так уничтожалась церковь. Батый сжигал всё на своём пути, что ему не подчинялось (Киев не хотел платить дань хану), большевики (советская власть) уничтожали всё, что было связано с Николаем 2, с царской Россией, поэтому стёрли с лица земли Десятинную церковь.
Получается, что легко уничтожить памятники культуры, но, если они остаются в сердцах людей, то они живы в человеческой памяти.  
Количество слов - 437

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Анна, вы подобрали неудачный проблемный вопрос. Что значит "КАК исчезают памятники"? Проблема именно в процессе исчезновения, в способе? Конечно, нет! Кроме того, в самом вопросе у вас допущена речевая ошибка - тавтология (памятники исчезают из памяти). И еще вопрос неудачный потому, что вы сами противоречите себе в конце сочинения, заявляя, что памятники живы в сердцах людей.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Пример 1 - перенос памятника Гоголю - в сочинении указан, но не пояснен.

Пример 2 - уничтожение архитектурных памятников - указан, но не пояснен. Вместо пояснения вы приводите какие-то домыслы, свои предположения, к проблеме не относящиеся.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена. В позиции автора приведен ответ на другой вопрос: почему уничтожают памятники культуры на улицах городов? А проблемный вопрос, сформулированный во вступлении, касается исчезновяения объектов культуры из человеческой памяти.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

При некорректной формулировке позиции автора собственная позиция оценивается нулем баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

С одной стороны, памятники культуры переставляют с одного места на другое, так они исчезают из человеческой памяти.
Нарушение причинно-следственной связи. Если вы переставите шкаф из одной комнаты в другую, шкаф при этом из вашей памяти не исчезнет.
Вот так уничтожают, а точнее заменяют на другие, памятники культуры из человеческой памяти.
Та же самая ошибка, во второй раз.
С другой стороны, уничтожают памятники и оставляют пустоту, которую, возможно, заполнят жилыми домами, т. е. сотрут и не оставят напоминание о них. Так было и с автором текста.
Что же случилось с автором текста? Его стерли и не оставили напоминания о нем?

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Вот так стёрли с лица земли памятнки культуры и оставили только пустоту не только на "обломках" суши, но и в сердце автора текста.
Речь идет о море? При чем тут суша?

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

ведь настоящее становиься привычным, а прошлое навсегда забывается.
становиТСЯ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно эта проблема поднимается автором данного текста (В. П. Катаевой).
Скобки употреблены не в соответствии с правилами.
Вот так уничтожают, а точнее заменяют на другие, памятники культуры из человеческой памяти.
Требуется запятая после вводного слова.
Исчезли: библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная.
Наличие двоеточия при отсутствии обобщающего слова в текстах публицистического стиля не рекомендуется.
Получается, что легко уничтожить памятники культуры, но, если они остаются в сердцах людей, то они живы в человеческой памяти.  
Лишняя запятая на стыке соююзов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Когда-то в Москве, на Арбатской площади, (судя по знаменитым улицам, названия которых есть в тесте, - Мясницкая, Тверская) сидел Гоголь с поникшей головой, которая потонула в бронзовой шинели.
Нагромождение грамматических основ в пределах одного предложения. Связь между улицами и площадью не прослеживается.
т. е. сотрут и не оставят напоминание о них.
Ошибка в конструкции с однородными членами, ошибка в управлении (не оставят напоминаниЯ).
Он ездил на машине и не видел памятники, красоту Москвы, как только "тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором (...) был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но но какая странная пустота открыла передо мной (...) его не было".
Предложение представляет собой набор слов, не согласованных друг с другом.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Когда-то в Москве, на Арбатской площади, (судя по знаменитым улицам, названия которых есть в тесте, - Мясницкая, Тверская) сидел Гоголь с поникшей головой, которая потонула в бронзовой шинели.
Красным цветом выделен фрагмент из текста - нужно брать его в кавычки.
Кому-то не понравился древний монумент, поэтому поставили другой, не спросив людей, привыкших смотреть на старый памятник, хотят они перемен в том месте или нет.
Несочетаемость.

Речь бедная, однообразная, страдает многословием. Часто повторяются одни и те же конструкции. Например, фраза "Вот так..." повторяется трижды!

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Именно эта проблема поднимается автором данного текста (В. П. Катаевой).
Автор - мужчина, Валентин Петрович Катаев.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой рассуждения, формулировкой проблемы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 7

Возврат к списку