Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема любви
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что у него все хорошо. Он живет дикой и страшной жизнью. Ему не хватает денег, еды, одежды. Для встречи с мамой он чистит свои старые сапоги, замазывает на них дыры чернилами, обрезает бахрому с брюк. Герой делает все для того, чтобы его мама думала, что в его жизни нет огорчений. Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают.
Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему. Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите. Писатель изображает эту женщину сильной и мудрой, бережно относящейся к своему сыну.
Эти примеры дополняют друг друга. Ведь если бы один из этих людей не стал подыгрывать другому, то им бы не удалось сохранить иллюзию хорошей жизни.
Позиция автора кроется в его отношении к героям. Люди, способные в тяжелое время думать о спокойствии ближнего, заслуживают огромного сочувствия и уважения.
Я согласна с позицией автора. Мне кажется, что каждый из этих героев пытается сделать друг другу лучше. Они не хотят говорить о своих проблемах и жаловаться. Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ жизни.
После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам. Таким образом мы успокаиваем своих близких и параллельно успокаиваем себя. В этом проявляется любовь.
Здравствуйте, Инга!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно (с речевой ошибкой). Слово "щадящее" всё-таки не является общеупотребительным. Чаще встречается в медицине.
K2 - Комментарий + 3 балла
Очень много пересказа! Комментарий - это не пересказ. Это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Комментарий - это своего рода "мост" между проблемой и позицией автора. Вы должны показать ход мысли автора, как именно раскрывается проблема. Комментарий показывает, насколько ученик глубоко и полно понял проблему.
Пример 1 в сочинении указан, пояснён без учёта сформулированной проблемы:
Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают. |
Пример 2 указан, пояснен (очень слабо).
Взаимосвязь между примерами определена верно, сделана попытка анализа, но попытка, на мой взгляд, неудачная.
Нужны кавычки: это слова из текста:
Он живет дикой и страшной жизнью. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса выглядит неубедительно.
Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки: допущено 2 логические ошибки
В комментарии пояснение/ микровывод после 1 примера не соотносится с заявленной проблемой.
После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.
Ошибки:
Имеются речевые ошибки, неточное выражение мысли.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите. |
Нищета
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ жизни. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Например, в произведении «Дуэль» Антона Чехова, мы наблюдаем за тем, как Самойленко, знав сущность Лаевского, продолжает его морально поддерживать, хотя он и не одобряет такой образ |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Позиция автора кроется в его отношении к героям. |
Неточное употребление.
Ошибки:
Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают. |
Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему. |
После знакомства с героями произведения понимаешь, что щадящее отношение к близким в основном помогает нам. Таким образом мы успокаиваем своих близких и параллельно успокаиваем себя. |
Для встречи с мамой он чистит свои старые сапоги, замазывает на них дыры чернилами, обрезает бахрому с брюк. Герой делает все для того, чтобы его мама думала, что в его жизни нет огорчений. Автор наглядно показывает нам, насколько сложна и бедна жизнь Семенюты. Его походы к маме ещё раз нам это доказывают. Мать понимает, что ее сын говорит ей неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.Как бы матери ни хотелось помочь своему сыну, но ей не удастся это сделать, тк она сама живет в нищите... |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой связностью, точностью и выразительностью речи. Желаю удачи!