Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Ложь во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
08.12.2020 18:50:40
Автор: Надежда Кадышева

   В тексте А. Куприна поднимается проблема лжи во благо.
  Комментируя данную проблему стоит отметить: в предложениях 17-33, 24-29 автор повествует жизнь Ивана Семенюта, который обманывает мать , рассказывая о хорошей службе, о работе, о скорой награде. Но на самом деле это не так. Ивана три года назад незаслужанно лишили работы, он живëт болезненной и страшной жизнью. Этим автор хочет показать, что Иван лжëт матери, чтобы она не переживала .
  Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына, то как он противоречил тому , что говорил раньше. Она промолчала, закрыв глаза на ложь. Читатель понимает, что мама обманула сына своим молчанием. Она сделала это во благо Ивану, чтобы он не почувствовал смятение и разочарование.
   Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мать и сын взаимно солгали. Они это сделали, дабы не причинить боль друг другу.
   Позиция автора ясна. А Куприн считает, что ложь во благо иногда нужна, если она используется в добром намерение.
   Я полностью согласна с автором. Действительно, ложь во благо необходима если она используется для пользы. В произведении "Капитанская дочка,, Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь. Этот пример показывает, что автор прав.
   Хочется верить , что, прочитав текст А. Куприна, читатель задумается о том, что ложь можно говорить только, если она направлена на благо людям.
Количество слов - 211

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Надежда!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

проблема лжи во благо
Это тема. За словом проблема должно стоять отглагольное сущ. (роли, проявления, значения)

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

в предложениях 17-33, 24-29
Подобные формулировки допустимы. Но всё-таки предложения с микроцитированием предпочтительны: Вы пишете не сочинение ОГЭ, а выпускное сочинение, в котором должны показать уметь создавать связный текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Этот пример показывает, что автор прав.
Кого из авторов Вы имеете в виду:
А.С. Пушкина (фамилию которого Вы не назвали, но произведение называете) или А.И. Куприна, автора исходного текста?
В этой части нужно говорить не о тексте Куприна.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:
Конструкции однообразны, мысль выражена не точно.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

незаслужанно
незаслужЕнно
в добром намерение
намерениИ (сущ. на -ий, -ия, -ие)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +2 балла.

Ошибки:

Комментируя данную проблему стоит отметить:
ДО- нужна запятая
незаслужанно лишили работы, он живëт болезненной и страшной жизнью
Это цитата- нужны кавычки.
А Куприн
А.И. Куприн

Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь.
Запятая не нужна

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Комментируя данную проблему стоит отметить:
пропуск слова, которое позволит выстроить БСП с последующим пояснением (тогда двоеточие будет оправданно)


автор повествует жизнь Ивана Семенюта
повестует О жизни
жизни (кто?) ИванА
Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына, то как он противоречил тому , что говорил раньше.
Нанизывание придаточных предложений
используется в добром намерение
с добрым намерением

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

он живëт болезненной и страшной жизнью. Этим автор хочет показать
Чем именно? Указательное местоимение неуместно.
Иван лжëт матери, чтобы она не переживала .
  Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына
повторы
Они показывают, что мать и сын взаимно солгали. Они это сделали, дабы не причинить боль друг другу.
повтор
ОНИ в первом случае= примеры, во втором= мать и сын.
Неверное употребление местоимений осложняеют понимание написанного.
дабы
Стиль (устаревшее слово)
используется для пользы
тавтология
Этим спасает ей жизнь. Этот пример показывает
тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь.
Какой эпизод Вы имеете в виду?

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью и грамматикой.

Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 15

Возврат к списку