Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Ложь во благо
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Комментируя данную проблему стоит отметить: в предложениях 17-33, 24-29 автор повествует жизнь Ивана Семенюта, который обманывает мать , рассказывая о хорошей службе, о работе, о скорой награде. Но на самом деле это не так. Ивана три года назад незаслужанно лишили работы, он живëт болезненной и страшной жизнью. Этим автор хочет показать, что Иван лжëт матери, чтобы она не переживала .
Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына, то как он противоречил тому , что говорил раньше. Она промолчала, закрыв глаза на ложь. Читатель понимает, что мама обманула сына своим молчанием. Она сделала это во благо Ивану, чтобы он не почувствовал смятение и разочарование.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мать и сын взаимно солгали. Они это сделали, дабы не причинить боль друг другу.
Позиция автора ясна. А Куприн считает, что ложь во благо иногда нужна, если она используется в добром намерение.
Я полностью согласна с автором. Действительно, ложь во благо необходима если она используется для пользы. В произведении "Капитанская дочка,, Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь. Этот пример показывает, что автор прав.
Хочется верить , что, прочитав текст А. Куприна, читатель задумается о том, что ложь можно говорить только, если она направлена на благо людям.
Здравствуйте, Надежда!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
проблема лжи во благо |
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
в предложениях 17-33, 24-29 |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Этот пример показывает, что автор прав. |
А.С. Пушкина (фамилию которого Вы не назвали, но произведение называете) или А.И. Куприна, автора исходного текста?
В этой части нужно говорить не о тексте Куприна.
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
Конструкции однообразны, мысль выражена не точно.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
незаслужанно |
в добром намерение |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +2 балла.
Ошибки:
Комментируя данную проблему стоит отметить: |
незаслужанно лишили работы, он живëт болезненной и страшной жизнью |
А Куприн |
Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Комментируя данную проблему стоит отметить: |
автор повествует жизнь Ивана Семенюта |
жизни (кто?) ИванА
Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына, то как он противоречил тому , что говорил раньше. |
используется в добром намерение |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
он живëт болезненной и страшной жизнью. Этим автор хочет показать |
Иван лжëт матери, чтобы она не переживала . Важно отметить, что мама Ивана заметила ложь сына |
Они показывают, что мать и сын взаимно солгали. Они это сделали, дабы не причинить боль друг другу. |
ОНИ в первом случае= примеры, во втором= мать и сын.
Неверное употребление местоимений осложняеют понимание написанного.
дабы |
используется для пользы |
Этим спасает ей жизнь. Этот пример показывает |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Гринëв лжет, ради своей любимой Маши. Этим спасает ей жизнь. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью и грамматикой.
Успеха на ЕГЭ!