Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



17.11.2020 13:48:17
Автор: Екатерина Землянкина

   Трусость - это неумение переступить через свои страхи. Григорий Бакланов - автор данного текста, ставит очень важную проблему - проблему трусости.
   В тексте говориться о войне, а также о страхе и слабости Долговушина - главного героя. Ему никогда не поручали ничего важного, однако нашелся человек, который захотел воспитать Долговушина. Это был Пономарев - старшина.
   Главный герой "тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел", но никто и подумать не мог, что страх возьмет вверх над Долговушиным. В итоге тот ринулся назад из-за трусости, подставив своего старшину, ведь он, помогая Долговушиному, погиб, его подстрелили немцы.
   Я считаю, позиция автора такова, для него главный герой низок морально, Бакланов пытается вызвать у читателей призрение к этому персонажу, так как "вернувшись к своим на огневые позиции, он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мертвого".
   Я полностью согласна с позицией автора. Есть поговорка "Трус на словах храбр", это полностью описывает Долговушина. Трус, который все, что может, так это разбрасываться  словами.
   К сожалению не всегда чувство товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки перевешивает чашу весов. Маленькая трусость и малодушие - первые шаги к подлости и предательству.
Количество слов - 191

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

проблему трусости
проблема ПРОЯВЛЕНИЯ трусости.
Трусость- это тема.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен. Пример 2 указан,не  пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена , не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование есть (но чего? Тезиса нет. Обнуляется К 4)

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

В тексте говориться о войне, а также о страхе и слабости Долговушина - главного героя.
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий.
"вернувшись к своим на огневые позиции, он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мертвого".
Это часть комментария, а не позиция автора.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть повторы, неточности в формулировании мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм: +2 балла.

Ошибки:

В тексте говориться о войне
-ТСЯ
призрение
призреть- приютить, позаботиться
прЕзрение- пренебрежение

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +2 балла.

Ошибки:

Я считаю, позиция автора такова, для него главный герой низок морально,
Двоеточие в БСП: пояснение
Есть поговорка "Трус на словах храбр"
Неверное оформление прямой речи
А: "П".
К сожалению не всегда...
вводное- нужна запятая

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Я считаю, позиция автора такова, для него главный герой низок морально,...
Нарушение границ предложения. Смысл затуманивается- разделите огромное проеддложение на несколько частей.
Трус, который все, что может, так это разбрасываться  словами.
Нарушение границ предложения. Парцелляция - эмоциональный приём, не нужно использовать его в сочинении.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:

данного
Речевой недочёт: Вам дан текст Г. Бакланова, а эксперту - Ваше сочинение.

подставив своего старшину
нарушен стиль (разг.)

В итоге тот ринулся назад из-за трусости, подставив своего старшину, ведь он, помогая Долговушиному, погиб, его подстрелили немцы.
ОН, ЕГО- кто из героев? Неверное употребление мест.
кому? ДолговушинУ
ведь он, помогая
Стиль нарушен (разг.)
перевешивает чашу весов
тавтология

Есть поговорка "Трус на словах храбр", это полностью описывает Долговушина. Трус, который...
повтор
Маленькая трусость и малодушие
тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 балов

Ошибки:

никто и подумать не мог,
От этого человека ничего доброго не ожидали. Именно об этом и рассказывает автор.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью и логикой работы.
Обратите внимание, как строится комментарий. Вы теряете много баллов по К 2.
Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку