Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



14.11.2020 13:51:26
Автор: Светлана Васильковская

По моему мнению, в этом тексте автор Г.Бакланов выделяет проблему трусости человека.
Ещё в самом начале автор описывает мягкого и спокойного человека, того, кому не суждено быть на войне. Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе. В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.» Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.
   Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это. По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю. Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.  
  Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.
    Я согласна с мнением автора, считаю, что трусливому человеку не место на войне.
    Мне бы хотелось привести пример абсолютно противоположного героя Долговушину-Андрея Соколова из произволения М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей является очень смелым, мужественным человеком , который на войне сражался за Родину и мирное небо, отдавая все силы.
   Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.
    
Количество слов - 279

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно, с речевой ошибкой.

По моему мнению, в этом тексте автор Г.Бакланов выделяет проблему трусости человека.
Проблема проявления трусости. Нельзя выделять проблему.

Совет: лучше формулировать проблему в виде вопроса.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

Комментарий представляет собой сумбурный пересказ. Некорректно вводятся цитаты. Так писать не нужно:

В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался».
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Важно: так как К3 - 0 баллов, то К4 автоматически обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Логические ошибки

Ещё в самом начале автор описывает мягкого и спокойного человека, того, кому не суждено быть на войне.
Неудачное начало предложения, абзаца. Почему "ещё"?Это первое предложение комментария.  Смысл  предложения непонятен. Нужно точнее формулировать мысль.
Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.
А описанный Вами образ это кто? В Вашем комментарии речь идёт только о Долговушине.  Старшина Пономарёв лишь упоминается.
Заключение содержит противоречие:
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.
Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Почему союз "или"? Так страх или безразличие? Разделительный союз в данном случае неуместен.

Имеется нарушение абзацного членения.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя. В сочинении много речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе.
Нарушение управления. Происходящему (где?) на службе.
 
Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это.
Нарушение видовой соотнесённости глагольных форм (деепричастие "оказавшись" (сов. вид), "думая", "не виня" (несов. вид).

Нарушение в употреблении предлога с существительным (хороший пример для задания № 8 ЕГЭ по русскому языку).
По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю.

По приезде
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Неточное словоупотребление. Лексическая несочетаемость.Нельзя разными способами стараться быть подальше от огневых точек.

Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.
Речевая избыточность (плеоназм):
Подводя  итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне.

Повторы
 
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что трусость-самое недостойное поведения человека, в особенности на войне. На войне место тем людям, которые готовы сражаться до конца за свою Родину.

Долговушин проявлял страх или безразличие, ко многому происходящему в его службе. В доказательство своих слов хочу привести цитаты из текста: «За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.» Долговушин шёл на войну с мыслями о том, как бы уберечь себя, а не спасти Родину и разными способами старался быть подальше от опасных огневых точек.

  Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это. По приезду к своим пехотинцам, он рассказал о том, как на его глазах убили старшину, но он, будучи в изнеможении, пытался тащить его мёртвого по полю. Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.  

 Я думаю, что писатель хотел рассказать о разных типах людей на войне. На войне место на храбрым людям, которые готовы сражаться за свою Родину и близких людей, но Долговушин думал всегда только  о своём спасении, следовательно, он является прямой противоположностью описанного мною образа.

Неудачное употребление местоимения:
Такой поступок Долговушина описывает его как труса и обманщика.
Однажды, оказавшись под обстрелом, Долговушин бросил старшину, думая лишь о своём спасении и в дальнейшем не виня себя за это.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми элементами содержания и речевого оформления сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку