Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения людей на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 17:00:55
Автор: Валерия Ахрамович

Среди большого количества проблем очень важной остаётся проблема поведения людей на войне. Именно ее автор затронул в своём тексте.
Комментируя данную проблему, стоит отметить, что Г. Бакланов повествует о солдате, который переменил множество должностей, не проявив ни в одной своих способностей. Окружающие считали его негодным к настоящим боевым действиям.
Долговушиным управлял эгоизм, который проявлялся в трусости. Автор подмечает то, что он в первую очередь беспокоился только о себе, поэтому он переменил столько должностей, жалея себя, пытался избежать и работы и военных действий.
Кроме того, ещё одним важным примером может стать лицемерное поведение по отношению к Пономареву. Он бросил старшину, когда у них в тылу оказались немцы. После смерти Пономарева он даже усмехнулся над его словами: «Правей ползи»-вспомнил Довговушин и усмехнулся с превосходством живого над мертвым. - Вот те и вышло правей...»
Этим автор показывает как по-разному война влияет на людей. Пономарев отдал жизнь за свою Родину, Долговушин же-поставил свою жизнь на первое место.
Безусловно, между примерами есть определенная связь. Дополняя друг друга они дают понять трусливую сущность Долговушина. Когда у человека отсутствует сострадание к другим, он жесток и его не задевает смерть товарища.
Авторская позиция, по моему мнению,заключается в следующем: война испытывает человека на прочность. Тот, кому не страшна смерть, может быть предан кем то, а тот кто боится - и станет этим предателем.
Я полностью разделяю точку зрения автора, и могу привести пример из произведения Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». Пять девушек оказались на войне. И есть две яркие противоположности Рита Осянина и Галя Четвертак. Рита до последнего сражалась против немцев, пока ее не застрелили. А Галя не смогла преодолеть страх, и кинулась бежать, и за это поплатилась жизнью. Хотя возможно могла бы остаться в живых.
Мне хотелось, чтобы слова и мысли Г. Бакланова были услышаны многими, чтобы люди задумались, что трусость может сломать не только твою жизнь, но и тех, кто тебя окружает.
Количество слов - 309

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан с фактической ошибкой. Не соответствует содержанию текста следующая информация:

Долговушиным управлял эгоизм, который проявлялся в трусости. Автор подмечает то, что он в первую очередь беспокоился только о себе, поэтому он переменил столько должностей, жалея себя, пытался избежать и работы и военных действий.
Пример 1 не может быть засчитан.

Пример 2 приведен без фактических неточностей, пояснение есть.

Поскольку первый пример не засчитан, взаимосвязь между примерами и ее анализ не засчитываются тоже.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора сформулирована относительно другой проблемы - проблемы влияния войны на людей. По проблеме поведения людей на войне авторская позиция не указана.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

В формулировке собственной позиции отсутствует тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Авторская позиция, по моему мнению,заключается в следующем: война испытывает человека на прочность. Тот, кому не страшна смерть, может быть предан кем то, а тот кто боится - и станет этим предателем.
Необоснованное утверждение, ничем не доказанное. Кому не страшна смерть? Пономареву? Об этом нигде не сказано в тексте.
Пономарев отдал жизнь за свою Родину,
Эта фраза, прозвучавшая в выводе, не вытекает из примера-иллюстрации.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Кроме того, ещё одним важным примером может стать лицемерное поведение по отношению к Пономареву.
Лицемерный - притворный. Разве поведение Долговушина можно назвать лицемерным? Он подло поступил, жестоко, бесчеловечно. Неточное слово подобрано.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Тот, кому не страшна смерть, может быть предан кем то, а тот кто боится - и станет этим предателем.
кем-то

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор подмечает то, что он в первую очередь беспокоился только о себе, поэтому он переменил столько должностей, жалея себя, пытался избежать и работы ЗПТ и военных действий.
Пропущена запятая при повторяющихся союзах.
После смерти Пономарева он даже усмехнулся над его словами: «Правей ползи»ЗПТ-вспомнил Довговушин и усмехнулся с превосходством живого над мертвым. - Вот те и вышло правей...»
Пропущена запятая в конструкции с прямой речью.
Этим автор показывает ЗПТ как по-разному война влияет на людей.
Отсутствует запятая перед придаточной частью.
Тот, кому не страшна смерть, может быть предан кем то, а тот кто боится ЗПТ - и станет этим предателем.
Пропущена запятая в конце придаточной части.
Я полностью разделяю точку зрения автора, и могу привести пример из произведения Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие».
Лишняя запятая.
И есть две яркие противоположности ТИРЕ Рита Осянина и Галя Четвертак.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым.
Хотя возможно могла бы остаться в живых.
Вводное слово, требуется обособление.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор подмечает то, что он в первую очередь беспокоился только о себе, поэтому он переменил столько должностей, жалея себя, пытался избежать и работы и военных действий.
Ошибка в построении сложного предложения.
После смерти Пономарева он даже усмехнулся над его словами: «Правей ползи»-вспомнил Довговушин и усмехнулся с превосходством живого над мертвым. - Вот те и вышло правей...»
Усмехнуться НАД чем-то нельзя.
Дополняя друг друга ЗПТ они дают понять трусливую сущность Долговушина.
Пропущена запятая при деепричастном обороте.
Мне хотелось, чтобы слова и мысли Г. Бакланова были услышаны многими, чтобы люди задумались, что трусость может сломать не только твою жизнь, но и тех, кто тебя окружает.
Ошибка в конструкции с однородными членами.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Неудачный зачин. Во вступлении содержатся недостаточные по смыслу фразы, не названа фамилия автора:

Среди большого количества проблем очень важной остаётся проблема поведения людей на войне. Именно ее автор затронул в своём тексте.
О каких проблемах идет речь - непонятно, для кого проблема остается важной - тоже непонятно.
Проблему автор ставит, а не затрагивает.
Автор подмечает то, что он в первую очередь беспокоился только о себе, поэтому он переменил столько должностей, жалея себя, пытался избежать и работы и военных действий.
Кто беспокоится о себе? Автор? Ошибка в употреблении местоимения.
Кроме того, ещё одним важным примером может стать лицемерное поведение по отношению к Пономареву. Он бросил старшину, когда у них в тылу оказались немцы.
Кто такой Пономарев? Кто такой старшина? Непонятно.
Пономарев отдал жизнь за свою Родину, Долговушин же-поставил свою жизнь на первое место.
Повторы.
Дополняя друг друга они дают понять трусливую сущность Долговушина.
дают понять сущность - несочетаемость.
И есть две яркие противоположности Рита Осянина и Галя Четвертак.
Неудачное начало предложения с союза И, глагол есть употреблен неуместно.
Мне хотелось БЫ, чтобы слова и мысли Г. Бакланова были услышаны многими, чтобы люди задумались, что трусость может сломать не только твою жизнь, но и тех, кто тебя окружает.
Пропущена частица БЫ. Некорректное употребление местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, речью, пунктуацией.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 6

Возврат к списку