Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости на войне.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 14:31:37
Автор: Ирина Черенцова

Писатель Г.Бакланов в данном тексте поднимает проблему трусости на войне.
      Автор рассказывает о неком солдате Долговушине , который был бестолковым , суетливым и безответственным человеком . Его трусость проявляется во время выполнения боевого задания под командованием старшины Пономарёва . При обнаружении врага Долговушин ослушивается своего начальника и сбегает ,тем самым ставя под опасность себя и его.
В данный момент он показывает не только трусость ,но и неверие в порядок и разумность , существующих в армии. Также он бросает раненного товарища ,что  говорит о его ненадёжности  и безалаберности ,как солдата ,так и человека .
       Пономарёв же ,в отличии от Долговушина всячески старается помочь своему подчинённому ,он прикрывает его ,стреляя в немцев. Этот момент показывает нам мужество , стойкость человека и готовность отдать собственную жизнь ради другого.
      Автор повествует о  разном поведении людей на войне. Кто- то готов отдать свою жизнь ради спасения других ,а кто-то выбирает в первую очередь себя.
      Я согласна с позицией автора ,так как считаю ,что в любых экстренных или сложных ситуациях человек должен усмирить свой эгоизм и подумать о ближних.
      Итак , я думаю ,что имея дело с трусливыми людьми на войне следует быть более осторожным и внимательным ,так как неизвестно в какой именно момент они могут предать и подвести.
Количество слов - 194

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Совет: лучше всё-таки формулировать проблему в виде вопроса, чтобы легче было соотносить его с позицией автора. Проблема - вопрос, находящийся в центре внимания автора, а позиция автора - ответ.

K2 - Комментарий +  3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

Комментарий представляет собой сумбурный пересказ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор повествует о  разном поведении людей на войне. Кто- то готов отдать свою жизнь ради спасения других ,а кто-то выбирает в первую очередь себя.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, нет обоснование тезиса (пример отсутствует).

 Я согласна с позицией автора ,так как считаю ,что в любых экстренных или сложных ситуациях человек должен усмирить свой эгоизм и подумать о ближних.
Кроме того, следует отметить: если К3 - 0 баллов, следовательно, К4 тоже 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Нарушение  абзацного членения:

 Автор рассказывает о неком солдате Долговушине , который был бестолковым , суетливым и безответственным человеком . Его трусость проявляется во время выполнения боевого задания под командованием старшины Пономарёва . При обнаружении врага Долговушин ослушивается своего начальника и сбегает ,тем самым ставя под опасность себя и его.

В данный момент он показывает не только трусость ,но и неверие в порядок и разумность , существующих в армии. Также он бросает раненного товарища ,что  говорит о его ненадёжности  и безалаберности ,как солдата ,так и человека .
Отсутствие чёткой логической связи между проблемой и позицией автора. Нелогичный вывод

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Работа не характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балл.

Ошибки:

Также он бросает раненного товарища
В данном случае слово "раненый" является отглагольным прилагательным (нет зависимого слова) и пишется с одной Н.
Пономарёв же, в отличии от Долговушина всячески старается помочь своему подчинённому
Правописание производного предлога (в отличиЕ).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Также он бросает раненного товарища ,что  говорит о его ненадёжности  и безалаберности ,как солдата ,так и человека .
Лишняя запятая.
Пономарёв же, в отличии от Долговушина ЗПТ всячески старается помочь своему подчинённому ,он прикрывает его ,стреляя в немцев.
Не обособлен оборот с производным предлогом. Обычно обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым: Пономарёв (подлежащее), старается (сказуемое).
Итак , я думаю ,что ЗПТ имея дело с трусливыми людьми ЗПТ на войне следует быть более осторожным и внимательным ,так как неизвестно ЗПТ в какой именно момент они могут предать и подвести.
Не обособлен деепричастный оборот. Запятая в сложном предложении (придаточное предложение).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

В данный момент он показывает не только трусость ,но и неверие в порядок и разумность , существующих в армии.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Нарушение лексической сочетаемости:

При обнаружении врага Долговушин ослушивается своего начальника и сбегает ,тем самым ставя под опасность себя и его.
Неправильное употребление местоимений. От этого возникает непонимание: он это кто? автор, герой. Автор бросает раненого товарища?
В данный момент он показывает не только трусость ,но и неверие в порядок и разумность , существующих в армии. Также он бросает раненного товарища ,что  говорит о его ненадёжности  и безалаберности ,как солдата ,так и человека .
Неточное словоупотребление. Нарушение лексической сочетаемости:
Я согласна с позицией автора ,так как считаю ,что в любых экстренных или сложных ситуациях человек должен усмирить свой эгоизм и подумать о ближних.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, позицией автора. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку