Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема подлости и трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 11:47:23
Автор: Светлана Фёдорова

           Одной из главных проблем представленного для анализа текста Г. Бакланова "Южнее главного удара" является проблема подлости и трусости.
           Размышляя над данной проблемой, Г. Бакланов повествует нам, читателям, о Долговушине, солдате, который сменил множество должностей , но по итогу "сильно бестолков оказался". Таким образом, главный герой оказался в повозочных под началом старшины Пономарёва, твёрдо взявшегося за его перевоспитание. Но в один из дней Долговушин и Пономарёв встречают немецкую засаду , тут то и проявляется подлость и трусость главного героя: первым заметив врага, он тут же бросился бежать , спасая только собственную жизнь, ни разу не задумавшись об участи старшины и бросив его на верную смерть, поступив ничтожно и бесчестно.
           Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва. Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
            Оба примера , взаимодополняя друг друга, помогают в понимании проблемы текста и рассуждений автора над этой проблемой, показывая всю гадкую подлость  и бессовестную трусость в поступках главного героя.
            Позиция автора ясна: трусливый и подлый человек является воплощением лицемерия, такие люди лживы и неприятны ,а самым важным и правильным считаются старания , направленные на то, чтобы не быть таким человеком, то есть автор призывает нас , показывая пример такого мерзкого человека, его поступков и вида со стороны, помогать своим товарищам , заботиться о других и проявлять уважение без наглости и лжи.
            Я полностью согласна с позицией автора , так как нельзя бросать людей даже в самых трудных и неожиданных ситуациях. Подлый человек отталкивает от себя своё окружение своей бесчестностью, по итогу оставаясь только с самим собой и своей эгоистичной ложью.
            Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе. Трусость же является своего рода тоже подлостью, ведь возникает в тех же эгоистичных целях , касающихся исключительно своей сохранности, и принимает вид отрицательной черты характера человека. Нам остается только быть честными , готовыми оказать помощь своим товарищам и быть полными уважения к другим , противясь проявлению в себе таких качеств , как подлость и трусость.
Количество слов - 388

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий ОЧЕНЬ похож на пересказ. Происходит так потому, что Вы не умеете анализировать текст, вычленять в нем важные эпизоды и видеть их взаимосвязь.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
В этом проявляется лживость Долговушина, а не трусость.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

Светлана, Вы выявили вовсе  не основную проблему текста, поэтому и не получилось подобрать второй пример. Здесь главной является проблема поведения людей в критической ситуации. Очевидно, что персонажи ведут себя по-разному: Долговушин думает о себе, а Пономарев -  о боевом товарище. Долговушин проявляет малодушие, эгоизм, а Пономарев - благородство и смелость. Отсюда и главная идея текста, заключающаяся в том, что в критической ситуации НУЖНО вести себя отважно и благородно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет конкретного примера  - обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Нельзя начинать абзац со слова ТАКЖЕ.
Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе.
2) Недопустимо в выводе предлагать новые тезисы, т.е. переходить на другие предметы речи. Поучитесь делать эту часть сочинения правильно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные! Однако из-за многочисленных речевых ошибок максимальный балл по К6 Вы не получаете.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Лишняя запятая после ДОЛГОВУШИНА.
Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
2) Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Также рассуждая над поставленной проблемой ,автор акцентирует внимание на поведении Долговушина ,после произошедшей встречи с немцами и его трусливом оставлении старшины Пономарёва.
1) Нарушение управления. Рассуждать НАД проблемой нельзя. Можно рассуждать О проблеме.
Главный герой не только эгоистично оценил ситуацию, усмехнувшись с "превосходством живого над мёртвым", но и придя на огневые позиции ,Долговушин начал откровенно врать о том , что спасал убитого на его глазах старшину, отчаянно отстреливаясь , совершенно не заслуженно выставляя себя героем в глазах других и не говоря правды о своём бессовестном бегстве.
2) Неверное построение предложения с однородными членами. Союз НЕ ТОЛЬКО-НО И должен соединять однородные члены. В Вашем сочинении он соединяет обстоятельство и сказуемое.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Одной из главных проблем представленного для анализа текста Г. Бакланова "Южнее главного удара" является проблема подлости и трусости.
           Размышляя над данной проблемой, Г. Бакланов повествует нам, читателям, о Долговушине, солдате, который сменил множество должностей , но по итогу "сильно бестолков оказался".
1) Повтор.

2) Данный - канцеляризм.

3) Нужно: в итоге. Эта ошибка встретилась в работе два раза, что лишило Вас сразу двух баллов.

Таким образом, главный герой оказался в повозочных под началом старшины Пономарёва, твёрдо взявшегося за его перевоспитание.
4) Неуместное употребление вводного слова. Вы же не делаете дальше вывод. Корректно: вскоре.
Оба примера , взаимодополняя друг друга, помогают в понимании проблемы текста и рассуждений автора над этой проблемой, показывая всю гадкую подлость  и бессовестную трусость в поступках главного героя.
5) Верно: дополняя друг друга. Неудачное клише.  Лучше пишите о том, что они помогают постичь авторский замысел, и далее анализируйте взаимосвязь.
6) Лексическая несочетаемость. Трусость не может быть бессовестной. Этот эпитет применим к человеку.
Позиция автора ясна: трусливый и подлый человек является воплощением лицемерия, такие люди лживы и неприятны ,а самым важным и правильным считаются старания , направленные на то, чтобы не быть таким человеком, то есть автор призывает нас , показывая пример такого мерзкого человека, его поступков и вида со стороны, помогать своим товарищам , заботиться о других и проявлять уважение без наглости и лжи.
7)  Корректно: поведение.

Другие речевые ошибки отмечены цветом.
Подводя итог всему вышесказанному , хотелось бы снова сказать , что люди, по типу Долговушина, никогда не будут иметь верных и настоящих товарищей , они существуют лишь в своём узколичном мире, проявляя заботу лишь о себе. Трусость же является своего рода тоже подлостью, ведь возникает в тех же эгоистичных целях , касающихся исключительно своей сохранности, и принимает вид отрицательной черты характера человека. Нам остается только быть честными , готовыми оказать помощь своим товарищам и быть полными уважения к другим , противясь проявлению в себе таких качеств , как подлость и трусость.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, комментарием,  структурой сочинения в целом, речевым оформлением. Приходите на наши бесплатные вебинары по понедельникам!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку