Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости в сложной ситуации.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 10:42:52
Автор: Мария

Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент, и русский писатель Г.Я.Бакланов поднял такую проблему, как трусость.
       Автор произведения описывает такого солдата, который показал своё единоличие, о том, как ему хотелось остаться в живых. Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек. Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях. Ведь действительно, так и произошло. Он бросил своего старшего товарища умирать, когда в тылу у них показались немцы. И когда же, наконец, он попал на огневые позиции, Долговушин рассказал, как он якобы пытался спасти и тащить мёртвого старшину.
     Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному. Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно. У Долговушина его жизнь и страхи были на первом месте, именно поэтому он был труслив и трусость свою прикрывал ложью. Долговушин, считал приемлемым обмануть своих товарищей, только для того чтобы в их глазах выглядеть достойным "бойцом".
     Нельзя не согласиться с вескими доводами Г.Я. Бакланова, что трусливое поведение человека – это ниже его достоинства. Возможно, трусливому человеку легче жить, поэтому он и выбирает не сложный, а более лёгкий для себя путь.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в жизни трусость проявляется часто, особенно тогда, когда молодой солдат впервые участвует в боевых действиях и не каждый выдержит такое давление. В тяжёлых условиях люди проявляют свой характер разными способами, кто-то лжёт, кто-то держится и ведет себя героически до самого конца.

Количество слов - 275

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Мария!

 В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Проблему нужно формулировать в виде вопроса или в виде конструкции с Род.п. (проблема проявления трусости).

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

Вы взяли неосновную проблему, поэтому и не нашли второй пример. Основная проблема - проблема поведения людей в критической ситуации. К ней мы подберем два примера - поведение эгоиста Долговушина и поведение смелого и отважного Пономарева. Комментарий слабый, пояснение похоже на пересказ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Помните, что главная мысль текста - некое поучительное суждение.

Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному.
Автор никогда бы не написал текст ради такой очевидной, всем понятной мысли.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Если бы по К3 был 1 балл, то по К4 Вы бы все равно получили 0 баллов: у Вас не ни тезиса, ни примера.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент, и русский писатель Г.Я.Бакланов поднял такую проблему, как трусость.
1) О чем? Наличие указательного местоимения, которое ни на что не указывает, - грубая логическая ошибка.

Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
2) Абсурд. Не каждый человек стремится к этому.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нельзя не согласиться с вескими доводами Г.Я. Бакланова, что трусливое поведение человека – это ниже его достоинства.
1) Невнятная, туманная фраза. Каждое слово должно быть точным!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
1) Корректно: не всякий.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек.
1) Лишняя запятая перед И.

2) Лишняя запятая вторым союзом И.

3) Лишняя запятая перед БОЕВЫХ.

Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях.
4) Недостает запятой перед  первым союзом И.

5) Лишняя запятая перед вторым союзом И.

Долговушин, считал приемлемым обмануть своих товарищей, только для того чтобы в их глазах выглядеть достойным "бойцом".
6) Лишняя запятая после ДОЛГОВУШИН.

7) Нет запятой перед ЧТОБЫ.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор произведения описывает такого солдата, который показал своё единоличие, о том, как ему хотелось остаться в живых.
1) Нарушение в построении сложноподчиненного предложения.

Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек.
2) Корректно: "боялся за свою жизнь и БОЯЛСЯ быть на боевых позициях."
Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
3) Корректно: стараЕТся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в жизни трусость проявляется часто, особенно тогда, когда молодой солдат впервые участвует в боевых действиях и не каждый выдержит такое давление.
4) Корректнее оформить как придаточное предложение.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях.
1) Повтор. Используйте синонимы.
Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному. Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
2) Данный - канцеляризм.
3) Свои - здесь плеоназм. Чужие страхи нельзя преодолевать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, логикой, грамматикой, пунктуацией, речью!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку