Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости в сложной ситуации.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 10:42:52
Автор: Мария

Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент, и русский писатель Г.Я.Бакланов поднял такую проблему, как трусость.
       Автор произведения описывает такого солдата, который показал своё единоличие, о том, как ему хотелось остаться в живых. Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек. Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях. Ведь действительно, так и произошло. Он бросил своего старшего товарища умирать, когда в тылу у них показались немцы. И когда же, наконец, он попал на огневые позиции, Долговушин рассказал, как он якобы пытался спасти и тащить мёртвого старшину.
     Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному. Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно. У Долговушина его жизнь и страхи были на первом месте, именно поэтому он был труслив и трусость свою прикрывал ложью. Долговушин, считал приемлемым обмануть своих товарищей, только для того чтобы в их глазах выглядеть достойным "бойцом".
     Нельзя не согласиться с вескими доводами Г.Я. Бакланова, что трусливое поведение человека – это ниже его достоинства. Возможно, трусливому человеку легче жить, поэтому он и выбирает не сложный, а более лёгкий для себя путь.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в жизни трусость проявляется часто, особенно тогда, когда молодой солдат впервые участвует в боевых действиях и не каждый выдержит такое давление. В тяжёлых условиях люди проявляют свой характер разными способами, кто-то лжёт, кто-то держится и ведет себя героически до самого конца.

Количество слов - 275

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Мария!

 В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Проблему нужно формулировать в виде вопроса или в виде конструкции с Род.п. (проблема проявления трусости).

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

Вы взяли неосновную проблему, поэтому и не нашли второй пример. Основная проблема - проблема поведения людей в критической ситуации. К ней мы подберем два примера - поведение эгоиста Долговушина и поведение смелого и отважного Пономарева. Комментарий слабый, пояснение похоже на пересказ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Помните, что главная мысль текста - некое поучительное суждение.

Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному.
Автор никогда бы не написал текст ради такой очевидной, всем понятной мысли.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Если бы по К3 был 1 балл, то по К4 Вы бы все равно получили 0 баллов: у Вас не ни тезиса, ни примера.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент, и русский писатель Г.Я.Бакланов поднял такую проблему, как трусость.
1) О чем? Наличие указательного местоимения, которое ни на что не указывает, - грубая логическая ошибка.

Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
2) Абсурд. Не каждый человек стремится к этому.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Нельзя не согласиться с вескими доводами Г.Я. Бакланова, что трусливое поведение человека – это ниже его достоинства.
1) Невнятная, туманная фраза. Каждое слово должно быть точным!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
1) Корректно: не всякий.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек.
1) Лишняя запятая перед И.

2) Лишняя запятая вторым союзом И.

3) Лишняя запятая перед БОЕВЫХ.

Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях.
4) Недостает запятой перед  первым союзом И.

5) Лишняя запятая перед вторым союзом И.

Долговушин, считал приемлемым обмануть своих товарищей, только для того чтобы в их глазах выглядеть достойным "бойцом".
6) Лишняя запятая после ДОЛГОВУШИН.

7) Нет запятой перед ЧТОБЫ.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор произведения описывает такого солдата, который показал своё единоличие, о том, как ему хотелось остаться в живых.
1) Нарушение в построении сложноподчиненного предложения.

Солдат Долговушин очень боялся за свою жизнь, и быть на боевых позициях, поэтому он всеми силами, и способами старался находиться подальше от опасных, боевых точек.
2) Корректно: "боялся за свою жизнь и БОЯЛСЯ быть на боевых позициях."
Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
3) Корректно: стараЕТся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в жизни трусость проявляется часто, особенно тогда, когда молодой солдат впервые участвует в боевых действиях и не каждый выдержит такое давление.
4) Корректнее оформить как придаточное предложение.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Был он простым повозочным и все считали, что он слишком труслив, и не может принимать верные решения в боевых действиях.
1) Повтор. Используйте синонимы.
Данным произведением автор поясняет, что война и стрессовые ситуации действует на человека абсолютно по-разному. Невсякий человек не боится смерти, но каждый стараются преодолевать свои страхи и выйти из страшной, по его мнению, ситуации достойно.
2) Данный - канцеляризм.
3) Свои - здесь плеоназм. Чужие страхи нельзя преодолевать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, логикой, грамматикой, пунктуацией, речью!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку