Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления отрицательных качеств в экстренной ситуации

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 04:01:47
Автор: Кристина Нимчук

Война показала нам, что люди способны на невероятный героизм, раскрыла лучшие качества человека. Но в каждом ли человеке они раскрылись, или же нашлось место трусости, слабости и даже предательству?
Одной из проблем представленных в тексте Г. Бакланова является проявление отрицательных качеств человека в стрессовых, экстренных ситуациях. Достаточно знающие Долговушина, главного героя, с самого начала повествования говорят, что он тих, исполнителен, но «уж больно бестолков». Поэтому Назаров, один из героев, так удивлён, услышав о перестрелке с немцами, из которой он едва вышел живым, о проявленной им храбрости. Поэтому с таким уважением он думает о Долговушине, которого до этого считал двуличным.
Тяжелее узнавать эти мысли Назарова читателю, уже знающему истинное лицо Долговушина. Не храбрость он проявил тогда, при столкновении с фашистами, не отстреливался отчаянно, не тащил мёртвого старшину, отказываясь отдавать его в руки врага. Нет, он лишь малодушно сбежал при первом же знаке опасности, оставив старшину в одиночестве, почти отняв у него шанс выжить.
Автор текста пытается донести до нас, что человек не должен ставить лишь свою собственную жизнь выше всего, когда весь мир подвергнут опасности. Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь когда дело касается всего мира проявление эгоизма, трусости и подобных человеческих качеств может кардинально изменить ход истории не в лучшую сторону. Но такова реальность и даже в самых тяжелых ситуациях мы не всегда готовы выполнять свой долг перед родиной.
Но на войне есть место и положительным чертам человека. И несмотря на то, что есть такие трусливые и слабые люди, как Долговушин, полно истинных героев, благодаря которым у мира есть шанс.
Количество слов - 253

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно: с речевой ошибкой:

K2 - Комментарий + 1 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

Кристина, комментарий выглядит сумбурно, нет чёткости между примерами, которые Вы приводите, пояснений нет. Не забывайте, что мы должны подобрать такие примеры, которые ярко, точно подтверждают наличие той проблемы, которую Вы обозначаете. Не забывайте о связи между примерами (дополнение, противопоставление, сопоставление и т.д.) и анализе этой связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Не очень понятно, что Вы хотели сказать:

Автор текста пытается донести до нас, что человек не должен ставить лишь свою собственную жизнь выше всего, когда весь мир подвергнут опасности.

Старайтесь формулировать проблему в виде вопроса, чтобы можно было соотнести его с авторской позицией.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, не нет чёткого обоснования тезиса, нет примера. Кроме того, следует отметить следующий важный момент: если позиция автора не засчитывается, следовательно, балл не выставляется по критерию К4.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балла.

Ошибки:

Есть 2 нарушения абзацного членения (проблема и комментарий в одном абзаце, позиция автора и отношение к позиции автора в одном абзаце).

Советую придерживаться следующей традиционной структуры: проблема + первый пример и пояснение + второй пример и пояснение + связь и анализ связи + позиция автора + отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + заключение.

Логический провал (скачок) мы видим при переходе ко второму примеру:

Тяжелее узнавать эти мысли Назарова читателю, уже знающему истинное лицо Долговушина.

Нелогично выглядит и заключение сочинения:

Но на войне есть место и положительным чертам человека. И несмотря на то, что есть такие трусливые и слабые люди, как Долговушин, полно истинных героев, благодаря которым у мира есть шанс.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Использование однотипных синтаксических конструкций, например:

Достаточно знающие Долговушина, главного героя, с самого начала повествования говорят, что он тих, исполнителен, но «уж больно бестолков». Поэтому Назаров, один из героев, так удивлён, услышав о перестрелке с немцами, из которой он едва вышел живым, о проявленной им храбрости. Поэтому с таким уважением он думает о Долговушине, которого до этого считал двуличным.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки:

Но в каждом ли человеке они раскрылись, или же нашлось место трусости, слабости и даже предательству?
Лишняя запятая.
Одной из проблем ЗПТ представленных в тексте Г. Бакланова ЗПТ является проявление отрицательных качеств человека в стрессовых, экстренных ситуациях.
Не обособлен причастный оборот.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь когда дело касается всего мира  ЗПТ проявление эгоизма, трусости и подобных человеческих качеств может кардинально изменить ход истории не в лучшую сторону.
Но такова реальность ЗПТ и даже в самых тяжелых ситуациях мы не всегда готовы выполнять свой долг перед родиной.

Отсутствие запятой в сложном предложении.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Достаточно знающие Долговушина, главного героя, с самого начала повествования говорят, что он тих, исполнителен, но «уж больно бестолков». Поэтому Назаров, один из героев, так удивлён, услышав о перестрелке с немцами, из которой он едва вышел живым, о проявленной им храбрости. Поэтому с таким уважением он думает о Долговушине, которого до этого считал двуличным.
Использование парцеллированных конструкций.
Не храбрость он проявил тогда, при столкновении с фашистами, не отстреливался отчаянно, не тащил мёртвого старшину, отказываясь отдавать его в руки врага.
Использование глаголов разного вида (видовая несоотнесённость глагольных форм): проявил (что сделал?) - сов. вид, не отстреливался, не тащил (что делал?) - нес. вид.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Неудачный порядок слов, смысловая недостаточность:

Достаточно знающие Долговушина, главного героя, с самого начала повествования говорят, что он тих, исполнителен, но «уж больно бестолков».
Нужно было как-то по-другому выразить мысль, например: Те, кто хорошо знал Долговушина, с самого начала говорили о том, что он тих, исполнителен, но "больно бестолков".

Неточное словоупотребление:

Тяжелее узнавать эти мысли Назарова читателю, уже знающему истинное лицо Долговушина.
Лексическая несочетаемость:
Нет, он лишь малодушно сбежал при первом же знаке опасности, оставив старшину в одиночестве, почти отняв у него шанс выжить.
Нельзя малодушно сбежать. Можно сказать так: герой проявил малодушие и сбежал.

Речевая избыточность
Автор текста пытается донести до нас, что человек не должен ставить лишь свою собственную жизнь выше всего, когда весь мир подвергнут опасности.
Донести (что?) мысль.

Повторы:
Автор текста пытается донести до нас, что человек не должен ставить лишь свою собственную жизнь выше всего, когда весь мир подвергнут опасности. Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь когда  дело касается всего мира  ЗПТ проявление эгоизма, трусости и подобных человеческих качеств может кардинально изменить ход истории не в лучшую сторону.
Стилистическая ошибка (употребление разговорного слова):
И несмотря на то, что есть такие трусливые и слабые люди, как Долговушин, полно истинных героев, благодаря которым у мира есть шанс.
Необходимо заменить разговорное слово стилистически нейтральным синонимом: немало, много.

Неточное словоупотребление, неполнота мысли, смысловая недостаточность:

И несмотря на то, что есть такие трусливые и слабые люди, как Долговушин, полно истинных героев, благодаря которым у мира есть шанс.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, точностью и выразительностью речи, пунктуацией.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку