Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Чем опасен эгоизм?

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.11.2020 00:51:37
Автор: Алёнка Исаенко

  Мы достаточно часто сталкиваемся с людьми, которые думают только о собственной выгоде и ставят свои интересы превыше других. Чем же опасен их эгоизм для общества? Именно этим вопросом задаётся Г. Бакланов в предложенном для анализа тексте.
  Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине, который, увидев немца, сразу бросился бежать. Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности. Хотя окружающие считали его несмышлёным, Долговушин быстро смог выбраться из сложной ситуации и сориентироваться на местности, потому что он понимал, что делает это для своей безопасности, а не по команде. Вернувшись на огневые позиции, он солгал, что пытался спасти Пономарёва и тащил его на себе. Долговушин сделал это для того, чтобы выставить себя героем и заслужить хорошее отношение, которое повлекло за собой назначение его на «хлебную» должность каптёра, хотя он не был ее достоин. Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям, который повлек за собой смерть старшины. Эгоистичные люди не способны на героические поступки, потому что им безразлична судьба окружающих. На мой взгляд безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
  Размышляя над этой проблемой, автор противопоставляет между собой этих двух героев. Старшина верил в то, что он сможет перевоспитать повозочного и сделать из него толкового солдата. Пономарёв был ранен, но чувствовал ответственность и старался помочь Долговушину: кричал в какую сторону ползти и выпустил последние патроны, давая уйти повозочному. Только после того, как он убедился, что его услышали, старшина вспомнил о себе, но уже было поздно – его ударили палкой по голове и «свет померк». Это пример мужества, стойкости, смелости и героизма. Если человек жертвует собой, спасая других, то он настоящий герой, но, к сожалению, его заслуги не смог оценить такой эгоистичный человек, как Долговушин.
   Позиция автора ясна, она заключается в том, что поступки людей определяют их внутренний мир и степень себялюбия. В произведении доказано, что эгоизм несет за собой необратимые последствия, которые влияют не только на одного человека, но и на его окружение.
  Я согласна с позицией автора и считаю, что не следует ставить себя выше других и забывать об окружающих людях. На сегодняшний день во всем мире приняты меры по предотвращению распространения такой страшной болезни, как коронавирус. Но, находясь в общественных местах, я часто встречаю людей, которые игнорируют использование средств индивидуальной защиты, что только усугубляет ситуацию. Этот пример показывает, как эгоизм отдельных личностей привел к всемирной эпидемии, которая стала причиной серьезных социально-экономических последствий и огромного количества смертей.
  В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Количество слов - 440

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Алёна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен, пример соотносится с проблемной областью.

Пример 2 указан, пояснен, но с проблемной областью не соотносится, т.к. не показывает, в чем именно опасность эгоизма для общества. Этот пример не иллюстрирует проблему эгоизма.

Если вы пишете о проблеме проявления эгоизма. то оба примера должны иллюстрировать авторскую позицию - эгоизм опасен для общества потому-то и потому-то. У вас в тексте пример эгоистичного поведения - поступок Долговушина, а образ Пономарева не является примером эгоизма. Следовательно, вы неверно выбрали проблему, не смогли найти главное в тексте, то, что подтверждается двумя качественными примерами.

Поскольку второй пример не соотносится с проблемой, говорить о взаимосвязи между примерами не приходится.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена формально, с логическими ошибками..

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине, который, увидев немца, сразу бросился бежать. Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Логическая ошибка: нарушение последовательности изложения мыслей. Непонятно, кто такой Пономарев, почему он умер и т.п.

В сочинении прослеживается логическая сумбурность, наличие противоречивых и неубедительных суждений.
Позиция автора ясна, она заключается в том, что поступки людей определяют их внутренний мир и степень себялюбия. В произведении доказано, что эгоизм несет за собой необратимые последствия, которые влияют не только на одного человека, но и на его окружение.
Красным цветом выделена мысль, которая никак не связана с проблемным вопросом. Лиловым цветом выделена мысль, которая не доказывается комментарием авторской позиции. Из вашего сочинения непонятно, в чем заключается необратимость последствий эгоизма Долговушина. У этого персонажа ведь все хорошо, он жив, получил заветную должность. И все это благодаря его эгоизму! Вы не показали нравственную оценку персонажа, не убедили эксперта в том, что Долговушин не прав, что он является отрицательным героем.

А здесь явное противоречие предыдущим суждениям:
В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Долговушин любил себя, нам нужно делать так же, как он?
Но, находясь в общественных местах, я часто встречаю людей, которые игнорируют использование средств индивидуальной защиты, что только усугубляет ситуацию. Этот пример показывает, как эгоизм отдельных личностей привел к всемирной эпидемии
Логическая ошибка: ложный вывод. Эгоизм людей. которых вы видите в общественных местах, не мог стать причиной всемирной эпидемии.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

многочисленные нарушения точности выражения мысли: некорректное использование местоимений,

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

В заключение хочется сказать о том, что нужно любить себя, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к окружающим Вас людям.
Прописная буква употреблена неуместно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

На мой взгляд ЗПТ безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
Пропущена запятая после вводного сочетания.
кричал ЗПТ в какую сторону ползти и выпустил последние патроны, давая уйти повозочному.
Пропущена запятая перед началом придаточной части.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям, который повлек за собой смерть старшины.
Нарушение построения сложноподчиненного предложения.
Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Усмехнуться НАД чем-то нельзя. Нарушение управления.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На мой взгляд безразличие можно приравнять к соучастию, потому что у нас всегда есть выбор: помочь или же пройти мимо, тем самым оставив человека в беде.
Смысловая недостаточность: непонятно, о соучастии в чем идет речь.
Размышляя над этой проблемой, автор противопоставляет между собой этих двух героев.
Повтор, смысловая недостаточность: непонятно, о каких героях идет речь.
Старшина верил в то, что он сможет перевоспитать повозочного и сделать из него толкового солдата.
Кто это такие? Вы ничего не пишете о статусах персонажей, из-за чего возникает сплошная путаница.
Только после того, как он убедился, что его услышали, старшина вспомнил о себе, но уже было поздно – его ударили палкой по голове и «свет померк».
Некорректное употребление местоимений.
Не "ударили палкой по голове", а "ударилО", это метафора, обозначающая выстрел в голову.
Мы достаточно часто сталкиваемся с людьми, которые думают только о собственной выгоде и ставят свои интересы превыше других.
Правильно: выше.
Ему было все равно на Пономарёва, он только усмехнулся над его смертью, когда уже сам оказался в безопасности.
Разговорное выражение. Норма: ему была безразлична судьба Пономарева.
Поведением героя автор показывает явный пример эгоизма и черствости по отношению к другим людям
Неудачная речевая конструкция. Лучше: Поведение героя является примером...
Раскрывая проблему, автор рассказывает нам о «бестолковом» Долговушине
Лишнее слово.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку