Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Проблема трусости, подлости
-
Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара
(1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:
− В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.
(13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.
(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.
(18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.
(20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.
(23)− Немцы! − обмер Долговушин.
(24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.
(25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.
(28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.
(29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.
(31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.
(38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.
(41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!
(46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.
(56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.
(63)− Вот те и вышло правей...
(64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.
(65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.
(70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»
(73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.
(По Г. Бакланову*)
[1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.
Дело было во время войны. Автор рассказывает о двух военнослужащих. Один из которых был старшиной, а другой простым повозочным, звали которого Долговушин. Итак, этот совершенно бестолковый повозочный был переведен и попал под начало старшины Пономарёва. Отправились как-то старшина с Долговушиным на наблюдательный пункт, под самый обстрел. И что в итоге? Наткнулись на немца. Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом. Ползущий Долговушин, мелькая каблуками, уж было дополз до ската, в то время как старшина выпускал последние патроны своего нагана. В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций. В то время как храбрый старшина был уже убит. В лагере Долговушин рассказывал о своих несбывшихся подвигах - как они отстреливались, как старшину убило и он пытался тащить, его мертвого. Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев. Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке отступить, каждый попадет под огонь пулемета. И обо всем этом он знал, и не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета.
Позиция автора видна в следующем: "Где ползал, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин "богом ушибленный", поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.". Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод. Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других.
С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся.
В заключение хочется сказать, что в какой бы ситуации человек не находился, нужно в первую очередь оставаться человеком и не быть равнодушным по отношению к другим.
Здравствуйте, Александр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
В своем рассказе Г. Бакланов повествует о маленьком, никчемном человечишке, поднимая проблему подлости, трусости, приспособленчества. |
Совет: старайтесь так не писать вступление. Если не знаете, как начать сочинение, лучше сразу обозначайте проблему.
K2 - Комментарий + 2 балла
Комментарий представляет собой пересказ, что является недопустимым.
Дело было во время войны. Автор рассказывает о двух военнослужащих. <...>. Отправились как-то старшина с Долговушиным на наблюдательный пункт, под самый обстрел. И что в итоге? Наткнулись на немца. Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом.<...> |
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 не указан, не пояснен.
Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Самое главное вы всё-таки написали, но зачем через такие дебри шли к этому?
Позиция автора видна в следующем: "Где ползал, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин "богом ушибленный", поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.". Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод. Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других. |
Цитата приведена неуместно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис размыт, обоснования тезиса нет.
С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Есть логические ошибки в формулировке авторской позиции и обосновании собственного мнения.
Что, например, выражает эта мысль?
С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
Есть нарушения точности выражения мысли. Наличие однообразных грамматических конструкций.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки: 1
Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем... |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки: 8
Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом. |
В лагере Долговушин рассказывал о своих несбывшихся подвигах - как они отстреливались, как старшину убило и он пытался тащить, его мертвого. |
Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев. |
И обо всем этом он знал, и не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета. |
Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. |
Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других. |
Выражение "в большинстве своём" не является вводной конструкцией.
И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. |
И снова лишние запятые.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки: 4
Неправильно построено сложное предложение (парцелляция):
Автор рассказывает о двух военнослужащих. Один из которых был старшиной, а другой простым повозочным, звали которого Долговушин. |
В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций. В то время как храбрый старшина был уже убит. |
Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке отступить, каждый попадет под огонь пулемета |
Итак, этот совершенно бестолковый повозочный был переведен и попал под начало старшины Пономарёва. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки: 6
Смысловая избыточность (тавтология)
Ползущий Долговушин, мелькая каблуками, уж было дополз до ската, в то время как старшина выпускал последние патроны своего нагана. |
В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций |
Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев. |
Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод. |
Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. |
Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке отступить, каждый попадет под огонь пулемета. И обо всем этом он знал, и не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Неверно назван жанр произведения Г. Бакланова (рассказ вместо романа). Совет: не нужно указывать жанр произведения, если Вы не знаете это на 100% (велика вероятность ошибки).
Общие рекомендации: Александр, следует усилить работу над всеми компонентами сочинения: содержанием, речевым оформлением, грамотностью. Обратите особое внимание на комментарий. В Вашей работе это было самое слабое звено. Советую смотреть бесплатные вебинары по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ на сайте "Могу писать". Первый вебинар прошёл 1 февраля. Старайтесь! У Вас всё получится! Удачи!