Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война раскрывает характер людей?

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



10.11.2020 12:18:04
Автор: Артём Лычканёв

Как война раскрывает характер человека? В своем тексте Бакланов поднимает проблему раскрытия характера людей на войне.
Для того чтобы раскрыть данную проблему, автор повествует о солдате по фамилии Долговушин. Он был человеком безропотным и молчаливым, а также бестолковым в военном деле и не желал чему-либо обучаться. Старшина Пономарёв взял его на обучение, и однажды когда они ехали на наблюдательный пункт Долговушин видит немцев, решает не рисковать своей жизнью и сломя голову сбегает от старшины. Возвратившись вечером на огневые позиции, он рассказывает лживую историю о том, как он воевал вместе со старшиной, тем самым обманывает своих товарищей, чем обеспечивает себе славу и уважение.
Этим примером я хочу показать, что Долговушин это один из человек, у которых характер на войне проявился в худшую сторону и показал, что этот солдат является трусом, предателем и лжецом.  
На протяжении всего рассказа автор даёт нам увидеть, что Долговушин и его старшина Пономарёв совершенно противоположные люди. Старшина хотел сотворить из него настоящего солдата потому, что он не считал его бестолковым, но увы такие люди существуют. Когда на них нападают немцы, и Долговушин пытается убежать, то старшина не боится предстоящей смерти, а пытается всеми силами помочь ему остаться в живых, тогда он кричит солдату, чтобы он полз правее. Он слышит его совет и пользуется им, и спасает свою жизнь от смерти, не беспокоясь о старшине. Лишь в последние минуты своей жизни Пономарёв задумывается о её спасении, но выжить ему не удаётся.
В данном примере Старшина Пономарёв проявляет мужество, героизм и отвагу, является человеком преданным Родине, готовый на самопожертвование ради жизни другого человека, даже такого бестолкового, как Долговушин.
Приведенные мною примеры доказывают, что солдат Долговушин и старшина Пономарёв являются совершенно разными людьми. В то время как Пономарев способен пожертвовать на войне чем угодно, даже своею жизнью во благо другого, то Долговушин труслив и готов на все ради спасения своей жизни.
Позицию автора в данном тексте я увидел такую: война может раскрыть характер людей разнообразно. Иногда она выявляет в человеке плохие качества такие, как: подлость, трусость и предательство, но также и показывает тех, кто имеет положительные черты характера, в особенности: храбрость, самопожертвование, героизм. С этой позицией я абсолютно согласен, так как считаю её правильной, и уверен, что многие со мной согласятся.
Количество слов - 362

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Артём!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена ,не  проанализирована.

Приведенные мною примеры доказывают, что солдат Долговушин и старшина Пономарёв являются совершенно разными людьми. В то время как Пономарев способен пожертвовать на войне чем угодно, даже своею жизнью во благо другого, то Долговушин труслив и готов на все ради спасения своей жизни.
Попытка проанализировать связь была, но Вы не написали самого главного: это ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно: непонятно, у разных людей эти качества или в одном человеке проявляются противоречивые черты характера.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснования нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Этим примером я хочу показать
Примером показывает автор. Вы только этот пример находите и рассматриваете, зачем он нужен, о чём говорит.
Этим примером я хочу показать,
Поснение к примеру должно быть одним абзацем. Вы раздробили комментарий на слишком большое количество абзацев.
Пусть их будет 3:
Пример1+ пояснение1
Пример2+ пояснение2
Связь и её анализ.

В сочинении нет вывода: это серьёзная композиционная ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:
Однообразие грамматических конструкций и неточность выражения мыслей

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:

однажды когда они ехали на наблюдательный пункт Долговушин видит немцев, решает не рисковать своей жизнью и сломя голову сбегает от старшины.
запятые в СПП
Долговушин и его старшина Пономарёв совершенно противоположные люди.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.
Этим примером я хочу показать, что Долговушин это один из человек, у которых характер на войне проявился в худшую сторону и показал, что этот солдат является трусом, предателем и лжецом

Тире между подлежащим и сказуемым.

но увы такие люди существуют
запятые при вводном (междометие УВЫ в роли вводного слова, выражающего отношение)
Когда на них нападают немцы, и Долговушин пытается убежать
Однородное подчинение придаточных- запятая перед И не нужна
такие, как:
нет обобщающего слова- двоеточие не нужно

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Старшина Пономарёв взял его на обучение, и однажды когда они ехали на наблюдательный пункт Долговушин видит немцев, решает не рисковать своей жизнью и сломя голову сбегает от старшины. Возвратившись вечером на огневые позиции, он рассказывает лживую историю о том, как он воевал вместе со старшиной, тем самым обманывает своих товарищей, чем обеспечивает себе славу и уважение.
Нанизывание придаточных затрудняет понимание.
Делите предложение на части.
Этим примером я хочу показать, что Долговушин это один из человек, у которых характер на войне проявился в худшую сторону и показал, что этот солдат является трусом, предателем и лжецом
проявился худшей стороной
В то время как Пономарев способен пожертвовать на войне чем угодно, даже своею жизнью во благо другого, то Долговушин труслив и готов на все ради спасения своей жизни.
Ошибка при построении СП (союз ТО лишний)
Когда на них нападают немцы, и Долговушин пытается убежать, то старшина не боится предстоящей смерти
ТО лишнее

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Как война раскрывает характер человека? В своем тексте Бакланов поднимает проблему раскрытия характера людей на войне.
Лишнее слово: в чужом тексте невозможно это сделать.
Чтобы избежать повторов при фомулировании проблемы, используйте другое клише.
Вопрос- проблема--- Над эти вопросом рассуждает Г. Бакланов (используйте инициалы: это этикет, уважительное отношение к автору текста).

Для того чтобы раскрыть данную проблему, автор повествует о...
Уберите эту часть фразы- уйдёт повтор слов ПРОБЛЕМА и РАСКРЫТЬ.

...автор повествует о солдате по фамилии Долговушин. Он был человеком безропотным и молчаливым, а также бестолковым в военном деле и не желал чему-либо обучаться. Старшина Пономарёв взял его на обучение, и однажды когда они ехали на наблюдательный пункт Долговушин видит немцев, решает не рисковать своей жизнью и сломя голову сбегает от старшины. Возвратившись вечером на огневые позиции, он рассказывает лживую историю о том, как он воевал вместе со старшиной, тем самым обманывает своих товарищей, чем обеспечивает себе славу и уважение.
ОН- кто из них, автор или герой.
БЕСТОЛКОВЫЙ - нарушение стиля (разг.)
Пересчитайте, сколько раз Вы повторяете ОН и формы это слова?
Использовать местоимения нужно очень аккуратно, чтобы избежать двусмысленности.

повтор
и сломя голову сбегает от старшины.
разг. фразеологизм
На протяжении всего рассказа автор даёт нам увидеть,
На протяжении рассказа встречаются приёмы.
Видим мы, потому что не протяжение рассказа случилось, а автор использует...
сотворить
разг.
СДЕЛАТЬ
Этим примером я хочу показать, что Долговушин это один из человек, у которых характер на войне проявился в худшую сторону и показал, что этот солдат является трусом, предателем и лжецом
один из людей
характер показал? Перестройте предложение, чтобы мысль была ясной. Кто показал трусость героя: Вы, характер или автор?
проявиться в сторону нельзя- оставьте "характер проявился"

Ошибки:

такие люди существуют. Когда на них нападают немцы
Людей?

война может раскрыть характер людей разнообразно
Т.е. с разных сторон? Неудачно использовано слово

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью и грамматикой.
В комментарии уходите от пересказа.


Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку