Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



09.11.2020 18:28:04
Автор: Виктория Сергеева

Военная тема в произведениях актуальна и по сей день. Ведь именно на поле боя раскрываются исинные качества человека, его намеренья и цели. Твой родственник, друг могут оказаться предателями, а совершенно чужой человек спасёт тебе жизнь. Так и наши действия бывают совершенно непредсказуемыми даже для самих себя.


В рассказе Г. Бакланова «Южнее главного удара» ярко показано поведение людей в одинаковых экстренных ситуациях. Долговушин, один из героев данного произведения, при встрече с фашистами «кинулся бежать назад и влево». Его не волновала жизнь старшины, ведь в приоритете у него стоит основная задача - защитить самого себя. Человеку на фронте очень тяжело, особенно если он предпочтёт спасти свою шкуру, нежели встать на защиту своего отечества, своих близких. У каждого свои приоритеты и своя дорога. Когда смерть отступила, а звук пуль смолк, у Долговушина нет раскаянье за свой поступок или хотя бы чувства сожаление, скорбь по погибшему человеку, которые оправдали бы его. ««Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.»

Правда никогда не вскроется. После прочтение рассказа на душе остаётся горький осадок, осознание того, что никто и никогда не узнает о произошедшим. «Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах, и он пытался тащить, его мёртвого. Он показал пустой диск автомата.... И все сочувственно смотрели на Долговушина».


Пономарев – это герой своего времени. «− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину… Понамарев тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! Там скат!». Он так же, как и Долговушин, боялся смерти, но выдал своим криком местоположение, ведь он боялся за жизнь трусливого помощника, который при виде опасности сразу бросился в бегство.


Количество слов - 273

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Виктория!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов

Проблема не определена, не  сформулирована, поэтому по К1-К4 работа обнуляется.

K2 - Комментарий + 0 баллов

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

Военная тема в произведениях актуальна и по сей день.
В сочинениях давно не принято говорить об актуальности : иных тем и проблем нам не предлагают для обсуждения.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

отечества
с заглавной буквы

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла. (1 негрубая)

««Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым
Точка относится ко всему предложению- она должна стоять после кавычек.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Когда смерть отступила, а звук пуль смолк, у Долговушина нет раскаянье за свой поступок или хотя бы чувства сожаление, скорбь по погибшему человеку, которые оправдали бы его.

Перегруженное предложение- нужно разделить его.

нет (чего?) раскаяниЯ , чувства (чего?) сожалениЯ, скорбИ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Ведь именно на поле боя раскрываются исинные качества человека, его намеренья и цели
Ведь- разг. слово
НамеренИя- нейтральный вариант (Вы используете разговорный)
Твой родственник, друг могут оказаться предателями, а совершенно чужой человек спасёт тебе жизнь. Так и наши действия бывают совершенно непредсказуемыми даже для самих себя.
неудачное употребление местоимений.
Ты- это кто? Наши- чьи?
ведь в приоритете у него стоит основная задача
ведь- разг. слово
приоритет и основной- плеоназм (приоритет= основа, главное)
спасти свою шкуру
просторечное
Когда смерть отступила, а звук пуль смолк, у Долговушина нет раскаянье за свой поступок или хотя бы чувства сожаление, скорбь по погибшему человеку, которые оправдали бы его.
у Долговушина нет раскаянье за свой поступок или хотя бы чувства сожаление, скорбь по погибшему человеку, которые оправдали бы его.

его-кого из героев? Неудачное использование местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

показано поведение людей в одинаковых экстренных ситуациях
ситуация была одна

Общие рекомендации:
Виктория, Вам следует обратить внимание на композицию этого задания.
Вы умеете анализировать текст, но нужно выучить структуру этого вида работы. Пока оно похоже на итоговое сочинение.
Усильте работу над речью.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 8

Возврат к списку