Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
18.10.2020 20:05:38
Автор: аретем ковалевич

Каким бывает обман? Зачем люди врут друг другу и какого результата они хотят добиться?  Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель А. Куприн. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему святой лжи.
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его выдумок. С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни. Этим образом он пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на благо любимой. С другой стороны, его матушка узнала о том, что это всего лишь фантазия, но заворожённая волшебной сказкой, она решает промолчать, однако ей это идет как на пользу, так и на вред. Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а последствия укрытого предугадать нельзя.
Позиция автора текста довольна ясна. А. Куприн сравнивает святую ложь с цветком, трепетным и стыдливым, который увядает от прикосновения. А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой.
Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим. Что бы обосновать данную точку зрения мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка” Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и в том числе к ее освобождению этим бандитом. Эта ложь оставшись нераскрытой пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и главному герою, ведь он стал спокоен зная, что с ней все в порядке.
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы.
Количество слов - 287

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Аретём! Думаю, что Вас всё-таки зовут Артём. Наверное, Вы не обратили внимание на опечатку, но на всякий случай (а вдруг это не Вы, а я ошибаюсь), буду обращаться так, как указано.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

 Проблема/ы определена/ы верно, но...  Хочу предостеречь: формулируя проблему таким образом, Вы очень рискуете. Не нужно обозначать все проблемы, остановитесь на одной, подумайте, как её лучше сформулировать, чтобы удобно было соотнести с авторской позицией (Проблема - вопрос, позиция автора - ответ).


Каким бывает обман? Зачем люди врут друг другу и какого результата они  хотят добиться? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель А.  Куприн. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему святой  лжи.
Обратите  внимание на использование разговорного, просторечного  слова "врут".  Это сразу стилистически снижает уровень работы.

K2 - Комментарий +  2 балла
Комментарий написан так, что оценить его  непросто. Не следует писать  витиевато.

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен (условно назовём пример "Ложь сына").

Пример 2 указан, не пояснен(условно назовём пример "Ложь матери").

Взаимосвязь между примерами не определена  и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Так как позиция автора обнулена, балл по К4 не выставляется.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис (звучит размыто), есть попытка обоснования тезиса, но...

К сожалению, пример не состоялся:

 Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и  в том числе к ее освобождению этим бандитом. Эта ложь оставшись  нераскрытой пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и  главному герою, ведь он стал спокоен зная, что с ней все в порядке.
Речь затрудняет понимание.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Нет нарушения абзацного членения, но работа не характеризуется речевой связностью. Наблюдается непропорциональность частей.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Речевое, грамматическое оформление затрудняет понимание высказывания.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов.

Ошибки: 5

Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы  хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а  последствия укрытого предугадать нельзя.
Должна быть частица НИ.

Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим.
Нельзя (что сделать?) согласиться.

Что бы обосновать данную точку зрения мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка”
Союз "чтобы" пишется слитно. Что бы (местоимение с частицей). В данном случае союз "чтобы" присоединяет придаточное цели (хотелось привести (зачем? с какой целью?), чтобы обосновать...
 
...пошла на пользу, как и самой капитанской дочки...
Ошибка в правописании падежного окончания существительного (дочка - ж.р., 1 скл.)
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы.
 Производный предлог "в заключение".

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки: 8

Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана ЗПТ показывает всю суть его выдумок.
Не обособлен деепричастный оборот (нет второй запятой).
Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы  хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а  последствия укрытого предугадать нельзя.
Однородные придаточные.

А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой.
Ошибка в предложении с однородными членами.
Что бы обосновать данную точку зрения ЗПТ мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка”
Сложноподчинённое предложение (отсутствует запятая между главным и придаточным предложением).

Эта ложь ЗПТ оставшись нераскрытой ЗПТ  пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и главному герою, ведь он стал спокоен ЗПТ зная, что с ней все в порядке.
Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Не обособлено одиночное деепричастие.

В заключении  всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и ЗПТ имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше  пользы.

И снова деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки: 4

Нарушение управления

...она решает промолчать, однако ей это идет как на пользу, так и на вред.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Это предложении можно рассматривать и как речевую ошибку.
 
А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой.
 Нарушение построения сложного предложения (пропущено слово):
Нельзя не согласится с автором текста в том, ???нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим.
Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и в том числе к ее освобождению этим бандитом.
Парцелляция. Предложение не закончено (есть придаточная часть, но нет главной).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Повторы:

Однако наиболее детально автор рассматривает проблему святой лжи.
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его выдумок.
"Всю суть" звучит неуместно, непонятно. Вы увлекаетесь местоимением:
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его   выдумок. С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью   иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни. Этим образом он   пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на   благо любимой.
Лексическая несочетаемость:
Неудачное употребление местоимения:
С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни.
Сочетание "перед матерью", на мой взгляд, выглядит в данном предложении неуместно.

Нарушение лексической сочетаемости:

Этим образом он пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на благо любимой.
Употребление слова вместо другого: должно быть "Таким образом..."

Лексическая несочетаемость:

Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы  хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а  последствия укрытого предугадать нельзя.
Вред ничего доказывать не может, как и нет хорошего умысла.  Должно быть  слово "скрытого."

Лексическая несочетаемость и смысловая избыточность (тавтология и плеоназм):

Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим.
В последнем предложении сочинения встретились разного рода речевые ошибки:

В заключении  всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и  имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше  пользы.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми элементами сочинения как содержательными (проблема, комментарий, позиция автора), так и грамматическими (орфография, пунктуация, грамматика). Особое внимание обратите на речевое оформление.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 6

Возврат к списку