Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что должны запомнить люди на всю жизнь?

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
08.10.2020 11:07:13
Автор: Георгий Ульянов

Сегодня я хочу поговорить о том, что должны запомнить люди на всю жизнь? Об этом размышляет
российский и советский писатель А. Алексин.
   В данном фрагменте текста автор пишет о  воспоминаниях рассказчика,в которых молодой человек после школы бежал в кинотеатр и смотрел фильмы до часа,когда мама возвращалась домой. Однако теперь, читая сводки Совинформбюро, рассказчик уже сомневается, что эти шалости когда-то были.
Эти примером А. Алексин показывает, что эти воспоминания забываются, и что их не обязательно помнить.
   Далее в тексте автор рассказывает о том,  как во время бомбардировки дворник, выполняя свой долг,
не пустил рассказчика в бомбоубежище, они с мамой спрятались в подвале, не приспособленном
к защите от бомб. Однако, по злой иронии судьбы, бомба попала прямо по бомбоубежищу, убив и
людей которые в нём находились и дворника, стоявшего на посту. Увидев это, мама рассказчика
сказала ему, что он должен запомнить лицо дворника спасшего их от гибели.
   Этот пример дополняет первый и показывает, что мы должны запоминать людей,
спасших нас от беды.
   Автор считает, что люди не должны жить прошлым, но обязаны помнить тех, кто помог им спастись от горя.
   Я согласен с мнением автора и хочу привести свой пример. Мы не живём
великой отечественной войной, но мы помним её героев, не давших немецким захватчикам устроить массовый геноцид. Одним из таких героев был Иванов Иван Иванович. В начале войны он,
потратив весь боезапас самолёта, пошёл на таран вражеского бомбардировщика и сбил его.
Но умер сам от полученных ранений.
Количество слов - 242

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Георгий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема Вами определена верно, но сформулирована некорректно. В проблеме нет оценочного компонента. Какой ответ Вы будете давать? На всю жизнь люди должны запомнить школьные годы, например. Чувствуете, что уходите от текста, от авторской позиции? Это первое.

Сформулированная Вами проблема  далеко не основная и не главная. Только глубокий анализ текста может вывести Вас на проблемный вопрос. Тогда и комментарий получится качественным, содержательным. Какой же проблемный вопрос можно было сформулировать? Я предлагаю следующий вопрос.

Как нужно вести себя в критической ситуации?

K2 - Комментарий + 0 баллов

Вопрос, предложенный мной, можно легко прокомментировать двумя примерами-иллюстрациями. Мать любой ценой спасает своего ребенка, дворник любой ценой выполнят долг, спасая других. Он сумел, в отличие от матери, в критической ситуации совладать с собой. На этом контрасте удобно выстроить рассуждение. Ваши примеры просто-напросто "притянуты за уши", поэтому ни их, ни взаимосвязь между ними зачесть нельзя. Научитесь находить главную проблему.

Один из вебинаров, посвященных анализу текстов формата ЕГЭ, провела Елена Дудина - преподаватель нашего сайта. Она разобрала текст А.Алексина. Вы можете посмотреть этот вебинар в записи. Напишите администраторам сайта, Вам дадут ссылку на занятие.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но с логической ошибкой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор считает, что люди не должны жить прошлым, но обязаны помнить тех, кто помог им спастись от горя.
1) Позиция автора и проблема не соотносятся как вопрос и ответ. Это грубая логическая ошибка. Из позиции автора, обнаруженной Вами, можно вычленить еще один вопрос.

Вопрос: Должны ли люди жить прошлым?

Ответ: Люди не должны жить прошлым.

Вопрос: Что должны люди запомнить на всю жизнь?

Ответ: Обязаны помнить тех, кто помог им спастись от горя.

Вы понимаете, что одного из этих компонентов недостает? Будьте бдительны.

Сегодня я хочу поговорить о том, что должны запомнить люди на всю жизнь? Об этом размышляет
российский и советский писатель А. Алексин.
2) Некорректное вступление. Если Вы не можете сделать удачное вступление, то начинайте сразу с вопроса.

Что должны люди помнить всю жизнь? Именно эту проблему ставит писатель А.Алексин.

3) В работе нет заключения. Сочинение обрывается на аргументации собственной позиции. Это композиционная ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Мы не живём
великой отечественной войной, но мы помним её героев, не давших немецким захватчикам устроить массовый геноцид.
Верно: Великая Отечественная война.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Эти примером А. Алексин показывает, что эти воспоминания забываются, и что их не обязательно помнить.
Лишняя запятая при однородных придаточных.

Однако, по злой иронии судьбы, бомба попала прямо по бомбоубежищу, убив и
людей которые в нём находились и дворника, стоявшего на посту.
Не обособлено придаточное.

Увидев это, мама рассказчика
сказала ему, что он должен запомнить лицо дворника спасшего их от гибели.
Не обособлено определение, выраженное причастным оборотом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Однако, по злой иронии судьбы, бомба попала прямо по бомбоубежищу, убив и
людей которые в нём находились и дворника, стоявшего на посту
Верно: в бомбоубежище.

Мы не живём
великой отечественной войной, но мы помним её героев, не давших немецким захватчикам устроить массовый геноцид.
Верно: Великая Отечественная война закончилась.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

В данном фрагменте текста автор пишет о  воспоминаниях рассказчика,в которых молодой человек после школы бежал в кинотеатр и смотрел фильмы до часа,когда мама возвращалась домой.
Данный - канцеляризм.
Бежать в воспоминаниях нельзя.
Рассказчик и молодой человек - это одно лицо? Из Вашей фразы вовсе не понятно.
Однако теперь, читая сводки Совинформбюро, рассказчик уже сомневается, что эти шалости когда-то были.
Эти примером А. Алексин показывает, что эти воспоминания забываются, и что их не обязательно помнить.
Повтор. Избыток местоимений. Используйте синонимы.
Далее в тексте автор рассказывает о том,  как во время бомбардировки дворник, выполняя свой долг,
не пустил рассказчика в бомбоубежище, они с мамой спрятались в подвале, не приспособленном
к защите от бомб.
Кто они с мамой? Рассказчик с мамой? Автор с мамой? Может, дворник с мамой? Может, все втроем? Некорректное употребление местоимений приводит к таким нелепым фразам.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

В работе встречаются опечатки.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, логикой рассуждения и речевым оформлением сочинения.

Посещайте наши бесплатные вебинары по подготовке к сочинению формата ЕГЭ. Занятия проходят по понедельникам.

Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку