Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

30.09.2020 18:23:01
Автор: Снежана Тимошина


   С древних времён существовали люди,для которых чины,звания ,ордена и медали были выше,чем истинные человеческие качества.Это привело к появлению проблемы тщеславия.Именно над этой важной нравственной проблемой размышляет Антон Павлович Чехов в рассказе «Орден».
  Прозаик акцентирует внимание читателей на ситуации,произошедшей со Львом Николаевичем Пустяковым.Учитель военной прогимназии был приглашен на обед к купцу Спичкину,считавшему людей без медалей чуть ли не подлецами,поэтому одолжил у своего друга «Станислава»,чтобы произвести на него и общество впечатление.Но на обеде он заметил своего коллегу и чтобы избежать «лишних вопросов», «Станислава» пришлось прикрыть.Трамблян тоже был не рад Спичкину,потому что тоже одолжил «Анну».Эти два героя захотели выдать себя за героев,коими не являются,но чужие ордена вызвали в них тщеславия больше,чем у их владельцев,хотя у вторых на это было больше прав.
    Эти два примера хорошо дополняют друг друга.Этот приём Антон Павлович использовал для того,чтобы показать обыденность данной проблемы.
      Наконец,прозаик подводит нас к главной мысли:люди,которые сами ничего не добились,создают вокруг себя иллюзию большой значимости,как правило,на самом деле не имеют никакую ценность.
    Я полностью согласна с позицией Антона Павловича,потому что пустой горшок всегда громче звенит,нежели полный.Для подтверждения своего мнения я приведу пример из известного романа Виктора Гюго «Отверженные».Так,мисье Тенардье,мародерствуя после битвы при Ватерлоо,он находит раненого полковника Понмерси и обыскивает его.Понмерси приходит в себя и принимает мародера за своего спасителя и даёт ему обещание,что если ему понадобиться помощь,то он может обратиться либо к нему,либо к его детям.Позже Тенардье открывает трактир под вывеской с изображением солдата,выносящего раненого с поля боя и позиционирует себя как героя Ватерлоо.Он без устали рассказывает посетителям  о том,как спас генерала,спаивает и обворовывает их.Тщеславие и подлость этого человека не знала границ.
     Рассказ Антона Павловича Чехова заставил меня задуматься о том,как важно не поддаваться тщеславию.Я ещё раз убедилась в том,что нужно самостоятельно добиваться высот и не в коем случае не «петь соловьем» о своих заслугах,так как потом возникнет постоянная потребность их приукрашивать,а потом выдумывать,
Количество слов - 348

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Снежана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснён.

Пример 2 указан, не пояснён.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

Комментарий представляет собой пересказ. Снежана, это опасный путь. Если мы посмотрим значение слова "комментарий", мы увидим:

КОММЕНТАРИЙ. 1. Толкование, разъяснение какого-л. текста путём примечаний. 2.  Рассуждения, пояснительные или критические замечания по поводу чего-л.

Согласитесь, что Ваш комментарий не носит разъяснительного, пояснительного характера.

Хочется ещё обратить внимание на конструкции, с помощью которых вводится комментарий. Учитывайте стиль текста. В данном случае перед нами художественный текст, поэтому не любые клишированные фразы будут уместны. На мой взгляд, данные фразы больше подходят для публицистического текста:


Прозаик акцентирует внимание...
Наконец,прозаик подводит нас к главной мысли...
Есть вопросы к тому, как Вы обозначили взаимосвязь между примерами и пытались проанализировать связь:

 
Эти два примера хорошо дополняют друг друга.Этот приём (???) Антон Павлович использовал для того,чтобы показать обыденность данной проблемы.
 Что имеется в виду? Какой приём?


K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Не следует так много писать в обосновании. Это замечательно, что Вы обращаетесь к произведению художественной литературы (это, кстати, не является обязательным условием), но, во-первых, много пересказа; во-вторых, обоснование собственной позиции получилось больше, чем комментарий. Отсюда непропорциональность частей и потеря балла по К 5. Помните, что комментарий - важнейшая часть сочинения. Неслучайно за комментарий даётся 6 баллов, а за обоснование собственной позиции  - только 1.

Не путайте итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку!

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Нарушение причинно-следственных связей:

 С древних времён существовали люди, для которых чины,звания, ордена и медали были выше,чем истинные человеческие качества. Это привело к появлению проблемы тщеславия.Именно над этой важной нравственной проблемой размышляет Антон Павлович Чехов в рассказе «Орден».
 Существование подобных людей - это не причина тщеславия, это появление  тщеславия в таких людях.

Отсутствие связи между предложениями, пропуск необходимого слова, приводящий к непониманию:

Эти два примера хорошо дополняют друг друга.Этот приём (???) Антон Павлович использовал для того,чтобы показать обыденность данной проблемы.
Нелогично звучит попытка пояснить/обобщить пример(-ы) в комментарии:
Эти два героя захотели выдать себя за героев, коими не являются,но чужие ордена вызвали в них тщеславия больше,чем у их владельцев,хотя у вторых на это было больше прав.
Непропорциональность частей: комментарий по объёму меньше, чем обоснование собственной позиции.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки:

Однообразие синтаксических конструкций:

Рассказ Антона Павловича Чехова заставил меня задуматься о том,как важно не поддаваться тщеславию (соблазну).Я ещё раз убедилась в том,что нужно самостоятельно добиваться высот и не в коем случае не «петь соловьем» о своих заслугах,так как потом возникнет постоянная потребность их приукрашивать,а потом выдумывать.
Повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки: 1

Я ещё раз убедилась в том,что нужно самостоятельно добиваться высот и не в коем случае не «петь соловьем» о своих заслугах...
Употребление отрицательной частицы НЕ вместо усилительной НИ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки: 2

Но на обеде он заметил своего коллегу ЗПТ и ЗПТ чтобы избежать «лишних вопросов», «Станислава» пришлось прикрыть.
Пропущены запятые в сложном предложении с разными видами связи.

Обратите внимание на стык союзов:
Запятая на стыке союзов ставится, если после первого союза (и) следует одиночный союз в придаточной части (чтобы).

Задание № 20 ЕГЭ по русскому языку поможет Вам отработать пунктуационный навык.

 Я ещё раз убедилась в том,что нужно самостоятельно добиваться высот и не в коем случае не «петь соловьем» о своих заслугах,так как потом возникнет постоянная потребность их приукрашивать,а потом выдумывать,
Обращайте внимание на знаки завершения! Понимаю, что это опечатка, поэтому учитывать при подсчёте ошибок  не буду.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки: 2

Нарушение управления:

 Наконец,прозаик подводит нас к главной мысли:люди,которые сами ничего не добились,создают вокруг себя иллюзию большой значимости,как правило,на самом деле не имеют никакую ценность.
 Использование лишнего слова, приводящее к грамматической ошибке (два подлежащих):
Так, мисье Тенардье, мародерствуя после битвы при Ватерлоо, он находит раненого полковника Понмерси и обыскивает его.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балла.

Ошибки: 3

Неоправданные повторы:

Трамблян тоже был не рад Спичкину,потому что тоже одолжил «Анну».Эти два героя захотели выдать себя за героев,коими не являются,но чужие ордена вызвали в них тщеславия больше,чем у их владельцев,хотя у вторых на это было больше прав.
Я полностью согласна с позицией Антона Павловича,потому что пустой горшок всегда громче звенит,нежели полный.Для подтверждения своего мнения я приведу пример из известного романа Виктора Гюго «Отверженные».
Употребление слов иной стилевой окраски:
Эти два героя захотели выдать себя за героев, коими не являются,но чужие  ордена вызвали в них тщеславия больше,чем у их владельцев,хотя у вторых  на это было больше прав.
  K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: Снежана, следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, смысловой связностью (логикой). Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку