Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Проблема отрицания искусства

  • Текст: (1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубн
    (1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубном переулке, в моей мастерской под вечер всё вдруг приняло какой-то заревой тон и задрожало в особом приподнятом настроении, когда вошёл ко мне коренастый господин с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный чёрный сюртук.

    (2)Лев Толстой. (З)Неужели? (4)Так вот он какой! (5)Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый...

    (6)А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убеждённый проповедник, заговорил он глубоким, задушевным голосом...

    (7)Он чем-то потрясён, расстроен — в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния.

    (8)Мы сели к моему дубовому столу, и, казалось, он продолжал только развивать давно начатую им проповедь о вопиющем равнодушии нашем ко всем ужасам жизни. (9)К ним так привыкли мы — не замечаем, сжились и продолжаем жить и преступно двигаемся по отвратительной дороге разврата; мы потеряли совесть в нашей несправедливости к окружающим нас меньшим братьям, так бессовестно нами порабощённым, и постоянно угнетаем их.

    (10)И чем больше он говорил, тем сильнее волновался и отпивал стаканом воду из графина.

    (11)На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. (12)Казалось, мы накануне Страшного суда...

    (13)Было и ново, и жутко...

    (14)Когда он поднялся уходить, я попросил позволения проводить его до их квартиры, — четверть часа ходьбы.

    (15)Прощаясь, он предложил мне по вечерам, по окончании моей работы, заходить к ним для предобеденной прогулки, когда я буду свободен.

    (16)Эти прогулки продолжались почти ежедневно, пока Толстые жили в Москве, до отъезда в Ясную Поляну.

    (17)По бесконечным бульварам Москвы мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Николаевич так увлекательно и так много говорил.

    (18)Его страстные и в высшей степени радикальные рассуждения взбудораживали меня до того; что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни.

    (19)Но самое больное место для меня в его отрицаниях был вопрос об искусстве: он отвергал искусство.

    — (20)А я, — возражаю ему, — готов примкнуть к огромному большинству нашего образованного общества, которое ставит вам в упрёк ваше отстранение, от себя особенно, этого прекрасного дара божьего.

    — (21)Ах, этот упрёк! (22)Он похож на детские требования от няни: непременно рассказать ту самую сказку, что няня вчера рассказывала, — знаете? (23)Непременно эту, знакомую, — новой не надо. (24)Я знаю, один молодой художник бросил искусство: он нашёл, что теперь отдаваться искусству просто безнравственно. (25)Он пошёл в народные учителя.

    (26)Значительно запоздав к обеду, мы возвращались уже на конках. (27)Непременно на империале, — так он любил.

    (28)В сумерках Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. (29)Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц. (З0)Но я мысленно был далёк от этой обыденности, меня глодала совесть.

    — (31)3наете, на что похоже ваше искусство и ваше пристрастие к нему? — сказал Лев Николаевич. — (32)Пахарю надо вспахать поле плугом глубоко, а ему тут кто-то заступает дорогу, показывает копошащихся в земле червяков и говорит: «Да пощадите же вы этих так хорошо устроившихся червячков, — ведь это варварство!» (ЗЗ)Или ещё: «А неужели же вы не обойдёте тех красивеньких полевых цветков?!» (34)Вот ваше искусство для нашего серьёзного времени.

    (По И. Е. Репину*)

    * Илья Ефимович Репин (1844-1930) — великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра.

31.10.2025 01:19:36
Автор: Иван Панюгин

Текст Ильи Ефимовича Репина заставляет задуматься над непростым вопросом: что приводит человека к отрицанию искусства? Прежде чем самому дать ответ на этот вопрос, посмотрим, что говорит об этом сам автор.

Рассказывая историю знакомства с Л.Н. Толстым, И.Е. Репин приходит к выводу, что человек перестает признавать искусство когда понимает, что оно более не является нравственным ориентиром для человечества. Если творчество руководствуется ложными представлениями о гуманизме и красоте, оно перестает быть востребованным для общества. Как автор приходит к такому ответу?

Сначала рассказчик делится воспоминаниями о первой встрече с писателем. В маленькой мастерской за дубовым столом Толстой рассказывает о духовном состоянии современного общества. В предложении 9 он взволнованно говорит о людском равнодушии “ко всем ужасам жизни”. Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства.

Впоследствии, все больше общаясь с Толстым, Репин узнает, что он не признает искусство. На возражение со стороны художника писатель отвечает развернутой метафорой (предложения 32-33). Здесь говорится о том, что современное искусство  руководствуется устаревшими категориями нравственности и не отвечает реальным потребностям “серьезного времени”.

Эти примеры взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Современные авторы не понимают духовного состояния общества, показанного в первой иллюстрации. Второй пример является следствием. Если идеи искусства не актуальны для своего времени, то оно перестает выполнять свою основную функцию – влиять на духовную жизнь общества и воспитывать души людей.

Я согласен с позицией автора: нельзя назвать полноценным  творчество, которое не основывается  на реальных общественных проблемах. Чтобы доказать свое мнение, хочу обратиться к определению понятия “искусство”: по своей сути искусство является отражением реальности, осмысленным через индивидуально-авторское сознание. Создавая произведения, авторы должны опираться на живой, актуальный материал для того, чтобы быть понятыми простыми людьми.

Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени.
Количество слов - 298

Возврат к списку