Запомни!
Проблема отрицания искусства
-
Текст: (1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубн(1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубном переулке, в моей мастерской под вечер всё вдруг приняло какой-то заревой тон и задрожало в особом приподнятом настроении, когда вошёл ко мне коренастый господин с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный чёрный сюртук.
(2)Лев Толстой. (З)Неужели? (4)Так вот он какой! (5)Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый...
(6)А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убеждённый проповедник, заговорил он глубоким, задушевным голосом...
(7)Он чем-то потрясён, расстроен — в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния.
(8)Мы сели к моему дубовому столу, и, казалось, он продолжал только развивать давно начатую им проповедь о вопиющем равнодушии нашем ко всем ужасам жизни. (9)К ним так привыкли мы — не замечаем, сжились и продолжаем жить и преступно двигаемся по отвратительной дороге разврата; мы потеряли совесть в нашей несправедливости к окружающим нас меньшим братьям, так бессовестно нами порабощённым, и постоянно угнетаем их.
(10)И чем больше он говорил, тем сильнее волновался и отпивал стаканом воду из графина.
(11)На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. (12)Казалось, мы накануне Страшного суда...
(13)Было и ново, и жутко...
(14)Когда он поднялся уходить, я попросил позволения проводить его до их квартиры, — четверть часа ходьбы.
(15)Прощаясь, он предложил мне по вечерам, по окончании моей работы, заходить к ним для предобеденной прогулки, когда я буду свободен.
(16)Эти прогулки продолжались почти ежедневно, пока Толстые жили в Москве, до отъезда в Ясную Поляну.
(17)По бесконечным бульварам Москвы мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Николаевич так увлекательно и так много говорил.
(18)Его страстные и в высшей степени радикальные рассуждения взбудораживали меня до того; что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни.
(19)Но самое больное место для меня в его отрицаниях был вопрос об искусстве: он отвергал искусство.
— (20)А я, — возражаю ему, — готов примкнуть к огромному большинству нашего образованного общества, которое ставит вам в упрёк ваше отстранение, от себя особенно, этого прекрасного дара божьего.
— (21)Ах, этот упрёк! (22)Он похож на детские требования от няни: непременно рассказать ту самую сказку, что няня вчера рассказывала, — знаете? (23)Непременно эту, знакомую, — новой не надо. (24)Я знаю, один молодой художник бросил искусство: он нашёл, что теперь отдаваться искусству просто безнравственно. (25)Он пошёл в народные учителя.
(26)Значительно запоздав к обеду, мы возвращались уже на конках. (27)Непременно на империале, — так он любил.
(28)В сумерках Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. (29)Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц. (З0)Но я мысленно был далёк от этой обыденности, меня глодала совесть.
— (31)3наете, на что похоже ваше искусство и ваше пристрастие к нему? — сказал Лев Николаевич. — (32)Пахарю надо вспахать поле плугом глубоко, а ему тут кто-то заступает дорогу, показывает копошащихся в земле червяков и говорит: «Да пощадите же вы этих так хорошо устроившихся червячков, — ведь это варварство!» (ЗЗ)Или ещё: «А неужели же вы не обойдёте тех красивеньких полевых цветков?!» (34)Вот ваше искусство для нашего серьёзного времени.
(По И. Е. Репину*)
* Илья Ефимович Репин (1844-1930) — великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра.
Рассказывая историю знакомства с Л.Н. Толстым, И.Е. Репин приходит к выводу, что человек перестает признавать искусство когда понимает, что оно более не является нравственным ориентиром для человечества. Если творчество руководствуется ложными представлениями о гуманизме и красоте, оно перестает быть востребованным для общества. Как автор приходит к такому ответу?
Сначала рассказчик делится воспоминаниями о первой встрече с писателем. В маленькой мастерской за дубовым столом Толстой рассказывает о духовном состоянии современного общества. В предложении 9 он взволнованно говорит о людском равнодушии “ко всем ужасам жизни”. Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства.
Впоследствии, все больше общаясь с Толстым, Репин узнает, что он не признает искусство. На возражение со стороны художника писатель отвечает развернутой метафорой (предложения 32-33). Здесь говорится о том, что современное искусство руководствуется устаревшими категориями нравственности и не отвечает реальным потребностям “серьезного времени”.
Эти примеры взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Современные авторы не понимают духовного состояния общества, показанного в первой иллюстрации. Второй пример является следствием. Если идеи искусства не актуальны для своего времени, то оно перестает выполнять свою основную функцию – влиять на духовную жизнь общества и воспитывать души людей.
Я согласен с позицией автора: нельзя назвать полноценным творчество, которое не основывается на реальных общественных проблемах. Чтобы доказать свое мнение, хочу обратиться к определению понятия “искусство”: по своей сути искусство является отражением реальности, осмысленным через индивидуально-авторское сознание. Создавая произведения, авторы должны опираться на живой, актуальный материал для того, чтобы быть понятыми простыми людьми.
Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени.
Здравствуйте, Иван!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2026 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 1 балл
Эти примеры взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Современные авторы не понимают духовного состояния общества, показанного в первой иллюстрации. Второй пример является следствием. |
Примеры действительно связаны между собой отношениями следствия, но в первом предложении абзаца Вы указывает на связь дополнение, что противоречит дальнейшему рассуждению и пояснению.
Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени. |
Первое предложение вывода никак не соотносится с содержанием остальной работы. Неочевидно, почему второе предложение вывода связано с первым через противительный союз (т.е. противопоставление).
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Рассказывая историю знакомства с Л.Н. Толстым, И.Е. Репин приходит к выводу, что человек перестает признавать искусство ЗПТ когда понимает, что оно более не является нравственным ориентиром для человечества. |
Запятая в СПП
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства. |
Прежде чем самому дать ответ на этот вопрос, посмотрим, что говорит об этом сам автор. |
Смешение чисел по отношению к одному и тому же субъекту речи.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства. |
Глагол сподвигнуть отсутствует в русском литературном языке (есть подвигнуть, или можно подобрать синоним воодушевить, побудить..)
Впоследствии, все больше общаясь с Толстым, Репин узнает, что он не признает искусство. |
Ошибка в построении предложения с личным местоимением (т.к. здесь есть два существительных муж.р., то личное местоимение он должно относиться к ближайшему из них, т.е. к слову Репин)
Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. |
Неудачный выбор слова (слово употреблено без учета оттенков его значения). Понятие подлинности не связано с устареванием представлений, оно указывает на оригинальность произведения, его принадлежность конкретному автору, конкретной эпохе.
| Создавая произведения, авторы должны опираться на живой, актуальный материал для того, чтобы быть понятыми простыми людьми. Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени. |
Троекратный повтор «актуальный» в 3 соседних предложениях
Подведем итоги. Иван, Ваша работа написана на очень хорошем уровне, ее отличает уверенный слог и понимание формата. Однако стоит внимательнее отнестись к анализу и указанию типа связи между примерами: нужно указать один тип, а не смешивать растиражированное клише с реальным анализом. Кроме того, рекомендуем более внимательно отнестись к выбору слов, чтобы избежать неверного словоупотребления и неоправданных повторов. Удачи!

