Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Проблема отрицания искусства

  • Текст: (1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубн
    (1)В 1880 году в Москве, в Большом Трубном переулке, в моей мастерской под вечер всё вдруг приняло какой-то заревой тон и задрожало в особом приподнятом настроении, когда вошёл ко мне коренастый господин с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный чёрный сюртук.

    (2)Лев Толстой. (З)Неужели? (4)Так вот он какой! (5)Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый...

    (6)А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убеждённый проповедник, заговорил он глубоким, задушевным голосом...

    (7)Он чем-то потрясён, расстроен — в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния.

    (8)Мы сели к моему дубовому столу, и, казалось, он продолжал только развивать давно начатую им проповедь о вопиющем равнодушии нашем ко всем ужасам жизни. (9)К ним так привыкли мы — не замечаем, сжились и продолжаем жить и преступно двигаемся по отвратительной дороге разврата; мы потеряли совесть в нашей несправедливости к окружающим нас меньшим братьям, так бессовестно нами порабощённым, и постоянно угнетаем их.

    (10)И чем больше он говорил, тем сильнее волновался и отпивал стаканом воду из графина.

    (11)На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. (12)Казалось, мы накануне Страшного суда...

    (13)Было и ново, и жутко...

    (14)Когда он поднялся уходить, я попросил позволения проводить его до их квартиры, — четверть часа ходьбы.

    (15)Прощаясь, он предложил мне по вечерам, по окончании моей работы, заходить к ним для предобеденной прогулки, когда я буду свободен.

    (16)Эти прогулки продолжались почти ежедневно, пока Толстые жили в Москве, до отъезда в Ясную Поляну.

    (17)По бесконечным бульварам Москвы мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Николаевич так увлекательно и так много говорил.

    (18)Его страстные и в высшей степени радикальные рассуждения взбудораживали меня до того; что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни.

    (19)Но самое больное место для меня в его отрицаниях был вопрос об искусстве: он отвергал искусство.

    — (20)А я, — возражаю ему, — готов примкнуть к огромному большинству нашего образованного общества, которое ставит вам в упрёк ваше отстранение, от себя особенно, этого прекрасного дара божьего.

    — (21)Ах, этот упрёк! (22)Он похож на детские требования от няни: непременно рассказать ту самую сказку, что няня вчера рассказывала, — знаете? (23)Непременно эту, знакомую, — новой не надо. (24)Я знаю, один молодой художник бросил искусство: он нашёл, что теперь отдаваться искусству просто безнравственно. (25)Он пошёл в народные учителя.

    (26)Значительно запоздав к обеду, мы возвращались уже на конках. (27)Непременно на империале, — так он любил.

    (28)В сумерках Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. (29)Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц. (З0)Но я мысленно был далёк от этой обыденности, меня глодала совесть.

    — (31)3наете, на что похоже ваше искусство и ваше пристрастие к нему? — сказал Лев Николаевич. — (32)Пахарю надо вспахать поле плугом глубоко, а ему тут кто-то заступает дорогу, показывает копошащихся в земле червяков и говорит: «Да пощадите же вы этих так хорошо устроившихся червячков, — ведь это варварство!» (ЗЗ)Или ещё: «А неужели же вы не обойдёте тех красивеньких полевых цветков?!» (34)Вот ваше искусство для нашего серьёзного времени.

    (По И. Е. Репину*)

    * Илья Ефимович Репин (1844-1930) — великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра.

31.10.2025 01:19:36
Автор: Иван Панюгин

Текст Ильи Ефимовича Репина заставляет задуматься над непростым вопросом: что приводит человека к отрицанию искусства? Прежде чем самому дать ответ на этот вопрос, посмотрим, что говорит об этом сам автор.

Рассказывая историю знакомства с Л.Н. Толстым, И.Е. Репин приходит к выводу, что человек перестает признавать искусство когда понимает, что оно более не является нравственным ориентиром для человечества. Если творчество руководствуется ложными представлениями о гуманизме и красоте, оно перестает быть востребованным для общества. Как автор приходит к такому ответу?

Сначала рассказчик делится воспоминаниями о первой встрече с писателем. В маленькой мастерской за дубовым столом Толстой рассказывает о духовном состоянии современного общества. В предложении 9 он взволнованно говорит о людском равнодушии “ко всем ужасам жизни”. Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства.

Впоследствии, все больше общаясь с Толстым, Репин узнает, что он не признает искусство. На возражение со стороны художника писатель отвечает развернутой метафорой (предложения 32-33). Здесь говорится о том, что современное искусство  руководствуется устаревшими категориями нравственности и не отвечает реальным потребностям “серьезного времени”.

Эти примеры взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Современные авторы не понимают духовного состояния общества, показанного в первой иллюстрации. Второй пример является следствием. Если идеи искусства не актуальны для своего времени, то оно перестает выполнять свою основную функцию – влиять на духовную жизнь общества и воспитывать души людей.

Я согласен с позицией автора: нельзя назвать полноценным  творчество, которое не основывается  на реальных общественных проблемах. Чтобы доказать свое мнение, хочу обратиться к определению понятия “искусство”: по своей сути искусство является отражением реальности, осмысленным через индивидуально-авторское сознание. Создавая произведения, авторы должны опираться на живой, актуальный материал для того, чтобы быть понятыми простыми людьми.

Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени.
Количество слов - 298

Рецензент: Алена Задорина

Здравствуйте, Иван!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2026 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

K5 - Логичность речи: + 1 балл

Эти примеры взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Современные авторы не понимают духовного состояния общества, показанного в первой иллюстрации. Второй пример является следствием.

Примеры действительно связаны между собой отношениями следствия, но в первом предложении абзаца Вы указывает на связь дополнение, что противоречит дальнейшему рассуждению и пояснению.

Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени.

Первое предложение вывода никак не соотносится с содержанием остальной работы. Неочевидно, почему второе предложение вывода связано с первым через противительный союз (т.е. противопоставление).

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Рассказывая историю знакомства с Л.Н. Толстым, И.Е. Репин приходит к выводу, что человек перестает признавать искусство ЗПТ когда понимает, что оно более не является нравственным ориентиром для человечества.

Запятая в СПП

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства.

Глагол сподвигнуть управляет Вин.падежом с предлогом на (сподвигнуть на что?)

Прежде чем самому дать ответ на этот вопрос, посмотрим, что говорит об этом сам автор.

Смешение чисел по отношению к одному и тому же субъекту речи.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Тем самым Толстой указывает на предпосылки, которые сподвигли его к отрицанию искусства.

Глагол сподвигнуть отсутствует в русском литературном языке (есть подвигнуть, или можно подобрать синоним воодушевить, побудить..)

Впоследствии, все больше общаясь с Толстым, Репин узнает, что он не признает искусство.

Ошибка в построении предложения с личным местоимением (т.к. здесь есть два существительных муж.р., то личное местоимение он должно относиться к ближайшему из них, т.е. к слову Репин)

Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым.

Неудачный выбор слова (слово употреблено без учета оттенков его значения). Понятие подлинности не связано с устареванием представлений, оно указывает на оригинальность произведения, его принадлежность конкретному автору, конкретной эпохе.

Создавая произведения, авторы должны опираться на живой, актуальный материал для того, чтобы быть понятыми простыми людьми.

Таким образом, вопрос о подлинности творчества будет всегда актуальным и открытым. Однако можно с уверенностью сказать: настоящее искусство должно быть понятным и актуальным для общества своего времени.

Троекратный повтор «актуальный» в 3 соседних предложениях

Подведем итоги. Иван, Ваша работа написана на очень хорошем уровне, ее отличает уверенный слог и понимание формата. Однако стоит внимательнее отнестись к анализу и указанию типа связи между примерами: нужно указать один тип, а не смешивать растиражированное клише с реальным анализом. Кроме того, рекомендуем более внимательно отнестись к выбору слов, чтобы избежать неверного словоупотребления и неоправданных повторов. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 1
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 3
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 1
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку