Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Как воспитывается нравственная храбрость?

  • Текст: (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из сам
    (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из самых острых, укоряющих мыслей моего детства. (2)Именно она впервые поставила меня лицом к лицу с самим собою. (3)Этот взгляд со стороны, иногда оправдывающий, но чаще осуждающий, неизменно помогал мне перед лицом решений, грозивших бедой – бедой, от которой нетрудно было ускользнуть, принимая эти казавшиеся почти естественными решения.

    (4)Мы играли во дворе, прыгая через планку, поднимая её всё выше. (5)Потом стали прыгать с мусорного ящика – и прыгнули все, кроме меня, даже восьмилетний Боря. (6)Саша сказал, что я трус, и, возможно, это было действительно так.

    (7)Я боялся гусей, ещё больше я боялся петухов, в особенности после того, как один из них сел мне на голову и чуть не клюнул, как царя Додона. (8)Правда, недавно я переплыл речку, но храбро ли я её переплыл? (9)Нет. (10)Так боялся утонуть, что потом целый день еле ворочал языком. (11)Значит, это была храбрость от трусости?

    (12)Странно, но я, по-видимому, был способен на храбрость. (13)Прочитав, например, о Муции Сцеволе, положившем руку на пылающий жертвенник, чтобы показать своё презрение к пыткам и смерти, я сунул в кипяток палец и продержал почти десять секунд. (14)Но я всё-таки испугался, потому что палец стал похож на рыбий пузырь.

    (15)Словом, похоже было, что я всё-таки трус. (16)А «от трусости до подлости один шаг», как сказала мама. (17)Когда я не спрыгнул с крышки мусорного ящика, она посоветовала мне сознаться, что я струсил, потому что человек, который способен сознаться, ещё может впоследствии стать храбрецом.

    (18)Потом я прочёл «Севастопольские рассказы» Толстого и решил, что он написал их только потому, что ему хотелось доказать себе и отчасти другим, что он не трус. (19)Иначе он не стал бы утверждать, что на войне боятся почти все, и в том числе храбрые люди. (20)Опасность или даже только мысль об опасности делала человека трусом, но та же мысль могла сделать его храбрецом. (21)Значит, трусость зависит от того, как к ней относиться? (22)Я запутался, размышляя о том, трус я или нет, хотя меня немного успокаивала мысль, что запутался, в сущности, и Толстой. (23)Так или иначе, к трусам относились с презрением. (24)Я тоже относился к ним с презрением, и брат сказал, что это очень важно.

    – (25)Следовательно, – сказал он, – в тебе всё-таки есть зачатки храбрости, которые надо развить, пока не поздно.

    (26)Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни.

    (27)Это было в третьем классе. (28)Алька Гирв нагрубил нашему учителю, и тот велел ему стоять всю большую перемену у стенки в коридоре, а нам – не разговаривать с ним и даже не подходить. (29)Алька стоял, как у позорного столба, и презрительно улыбался. (30)Он окликнул ребят из класса, но те прошли, разговаривая, – притворились, подлецы, что не слышат. (31)Мне стало жалко, и я вдруг подошёл к нему, заговорив с ним как ни в чём не бывало.

    (32)Учитель покосился на меня своими маленькими глазками, но ничего не сказал, а после вызвал мою мать в гимназию.

    (33)Мать пробыла там долго, часа полтора. (34)Должно быть, учитель выложил ей все мои прегрешения. (35)Их было у меня немало.

    (36)Мама пришла расстроенная, но чем-то довольная, как мне показалось.

    – (37)Я сказала вашему учителю, что горжусь тем, что ты подошёл к Гирву, – сказала она. – (38)Подрывать чувство товарищества – это ещё что за метод!

    (39)Она стала длинно объяснять, как, по её мнению, должен был в данном случае поступить учитель. (40)Я не слушал её. (41)Неужели это правда? (42)Я не трус?

    (43)Долго я старался доказать себе, что я не трус. (44)А оказалось, что для этого нужно было только поступить так, чтобы потом не было стыдно.

                                                                                                (По В.А. Каверину*)



    * Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.
03.08.2025 21:45:50
Автор: ЛЮБОВЬ ИВАНОВА

Как воспитывается нравственная храбрость? Этим вопросом задаётся В.А. Каверин в предложенном для анализа тексте.
Позиция автора ясна. Душевная и физическая смелость - понятия разные. Физическая храбрость без духовного начала - псевдогероизм; достичь же нравственной храбрости помогают человеческие добродетели: милосердие, сострадание, патриотизм.
Для понимания авторской позиции важно обратить внимание на то, как рассказчик, уподобившись Муции Сцеволе, захотел проверить свою храбрость, для чего “палец в кипяток и продержал почти десять секунд”. Этот пример иллюстрирует мысль автора о том, что такая смелость - это безрассудство, а не показатель твёрдости духа.
Во втором примере, раскрывающем позицию автора, рассказывается о его поступке по отношению к однокласснику Альке Гирву, нагрубившему школьному учителю: несмотря на недовольство преподавателя, рассказчик всё же подошёл к мальчику, “заговорив как ни в чём не бывало”. Этот эпизод убеждает нас в том, что нравственная, душевная храбрость - истинная, и обрести её может лишь добродетельный человек с крепкими моральными устоями.
Приведённые мною примеры-иллюстрации противопоставлены между собой. В первом примере отражено проявление лжесмелости, а во втором эпизоде описано, что такое настоящая, нравственная храбрость и в чём она состоит.
Я полностью разделяю мнение В.А. Каверина. Истинная смелость  воспитывается в человеке, обладающем нравственными добродетелями и умеющем жить по законам совести и морали. Вспомним повесть Василя Быкова “Сотников”. Два солдата - Рыбак и Сотников - отправились на поиски продовольствия для своего партизанского отряда. Рыбак был смел и помогал больному товарищу во время трудной экспедиции. В деревне их поймали полицаи: страх за свою жизнь заставил Рыбака сотрудничать с немцами, в то время как Сотников готов был отдать свою жизнь, но не вступить в преступный сговор с врагом. В итоге Сотников был казнён на виселице своим товарищем, который впоследствии вступил в ряды полицаев. Писатель показывает, что лучше умереть героем, чем выжить, но стать презренным трусом и предателем.
В заключение хочу сказать, что человек должен совершать честные и добродетельные поступки, чтобы воспитать в себе нравственную храбрость. Именно такие люди могут сделать наш мир чище и благороднее.
Количество слов - 319

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте! В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

Позиция автора ясна.
Мысль для размышления: перед нами художественный текст, а это значит, что позиция автора всегда скрыта, она в подтексте. Можно эту клишированную фразу заменить менее категоричной — позиция автор такова или автор считает и др.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

K5 - Логичность речи: + 2 балла

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Этот эпизод убеждает нас в том, что нравственная, душевная храбрость - истинная
Тире лишнее, но можно его оставить как интонационный знак.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 3 балла


У Вас очень хорошая работа, Вам тесно в рамках клише, да и смотрятся они стилистически чужеродно. Ни наличие клише, ни отсутствие их на балл за сочинение не влияют. Но общее впечатление от работы будет более сильным, текст более органичным, если Вы уберёте несколько фраз. Пару примеров выделю их красным цветом.

Для понимания авторской позиции важно обратить внимание на то, как рассказчик, уподобившись Муции Сцеволе, захотел проверить свою храбрость, для чего “палец в кипяток и продержал почти десять секунд”.
Во втором примере, раскрывающем позицию автора, рассказывается о его поступке по отношению к однокласснику Альке Гирву, нагрубившему школьному учителю: несмотря на недовольство преподавателя, рассказчик всё же подошёл к мальчику, “заговорив как ни в чём не бывало”.
Понимание структуры сочинения формата ЕГЭ, грамотная и развитая речь, логичность, отсутствие ошибок выдает учителя. Спасибо за работу! С удовольствием ставлю звёздочку, чтобы выпускники и коллеги обратили внимание на образцовое сочинение.

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 1
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 3
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 2
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 3
K10 - Соблюдение речевых норм: 3
Итоговый балл - 22

Возврат к списку