Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема войны
-
Текст: (1) На перроне было холодно, опять сыпал(1) На перроне было холодно, опять сыпалась крупка, Нина прошлась притопывая, подышала на руки. (2)Кончались продукты, ей хотелось хоть чего-нибудь купить, но на станции ничего не продавали, и она решилась добраться до вокзала.
(3)Вокзал был забит людьми, сидели на чемоданах, узлах и просто на полу, разложив снедь, завтракали. (4)Плакали дети, усталые женщины суетились возле них, успокаивали.
(5)Нина вышла на привокзальную площадь, густо усеянную пёстрыми пятнами пальто, шубок, узлов; здесь тоже сидели и лежали люди целыми семьями, некоторым посчастливилось занять скамейки, другие устроились прямо на асфальте, расстелив одеяла, плащи, газеты... (6)В этой гуще людей, в этой безнадёжности она почувствовала себя почти счастливой - всё же я еду, знаю куда и к кому, а всех этих людей война гонит в неизвестное, и, сколько им тут ещё сидеть, они и сами не знают.
(7) Вдруг закричала старая женщина, её обокрали, возле неё стояли двое мальчиков и плакали, милиционер что-то сердито говорил ей, держал за руку, а она вырывалась и кричала. кричала. (8)У Нины подступили слёзы - как же она теперь с детьми без денег, неужели ничем нельзя помочь? (9) Есть такой простой обычай - с шапкой по кругу - тут рядом сотни и сотни людей, если бы каждый дал хотя бы по рублю... (10) Но все вокруг сочувственно смотрели на кричащую женщину, и никто не сдвинулся с места.
(11)Нина позвала мальчика постарше, порылась в сумочке, вытащила сотенную бумажку, сунула ему в руку: «Отдай бабушке...» (12) И быстро пошла, чтобы не видеть его заплаканного лица и костлявого кулачка, зажавшего деньги. (13)У неё ещё оставалось из тех денег, что дал отец.
(14)Пятьсот рублей - ничего, хватит.
(15)У какой-то женщины из местных она спросила, далеко ли базар. (16)Оказалось, если ехать трамваем, одна остановка, но Нина соскучилась по движению, по ходьбе, пошла пешком.
(17)Рынок был совсем пустой, только под навесом стояли три толсто одетые тетки: перед одной возвышалось эмалированное ведро с мочёными яблоками, другая торговала картошкой, третья продавала семечки.
(18)Она купила два стакана семечек и десяток яблок, тут же, у прилавка, с жадностью съела одно, чувствуя, как блаженно заполняется рот остро-сладким соком.
(19)Вдруг услышала перестук колёс и испугалась, что это уходит её поезд, прибавила шагу.
(20)Той старухи с детьми на привокзальной площади уже не было, наверно, её куда-то отвели, в какое-нибудь учреждение, где помогут, - ей хотелось так думать, так было спокойнее: верить в незыблемую справедливость мира.
(21)Она бродила по перрону, щелкая семечки, собирая шелуху в кулак, обошла обшарпанное одноэтажное здание вокзала, его стены были оклеены бумажками-обьявлениями, писанными разными почерками, разными чернилами, приклеенными хлебным мякишем, клеем, смолой и ещё Бог знает чем. (22)
«Разыскиваю семью Клименковых из Витебска, знающих прошу сообщить по адресу...» (23)«Кто знает местопребывание моего отца Сергеева Николая Сергеевича, прошу известить…..» (24)Десятки бумажек, а сверху прямо по стене углём: «Валя, мамы в Пензе нет, еду дальше. Лида».
(25)Это было знакомо и привычно, на каждой станции Нина читала такие объявления, похожие на крики отчаяния, и всегда сердце сжималось от боли и жалости, особенно тогда, когда читала о потерянных детях. (26)Читая такие обьявления, она представляла себе колесящих по стране, идущих пешком, мечущихся по городам, скитающихся по дорогам людей, разыскивающих близких - родную каплю в человеческом океане, -и думала, что не только смертями страшна война, она страшна и разлуками!
(27) Сейчас Нина вспоминала всех, с кем разлучила её война: отца, Виктора, Марусю, мальчишек с её курса…. (28)Неужели это не во сне -забитые вокзалы, плачущие женщины, пустые базары, и я куда-то еду... (29)B незнакомый, чужой город. (30)Зачем?
(31) Зачем?
(по М.Глушко)
Мария Васильевна Глушко (род. в 1922 г.) - советская писательница, сценарист.
Позиция автора такова: во время войны могут проявиться многие человеческие качества, среди которых сострадание и вера в счастливое будущее. Проследим, как эта мысль раскрывается в тексте.
Писательница рассказывает историю Нины. Приехав на вокзал, героиня услышала крик старой женщины, «…ее обокрали, возле нее стояли двое мальчиков и плакали». Нина переживала за женщину, так как теперь она осталась с детьми без денег, и решила помочь: отдала сотенную бумажку мальчику, который был постарше. Читатель понимает, что во время войны людям необходимо поддерживать друг друга, оказывать помощь, так как они все находятся в равных условиях.
Кроме того, писательница обращает внимание читателя на бумажки-объявления, которые были расклеены по стенам вокзала на каждой станции. Они были похожи на крики отчаяния, попытки найти «..родную каплю в человеческом океане». С их помощью люди искали своих близких, оповещали о своем месте нахождения. Становится понятно, что война разлучает людей, однако они не сдаются, пишут объявления, пытаясь найти своих близких, и бесконечно верят в то, что рано или поздно они снова будут вместе.
Приведенные примеры дополняют друг друга. Писательница показала, что во время войны люди не только поддерживают окружающих и помогают им, но и сами находят в себе силы, чтобы искать своих близких.
Я согласна с позицией автора. Действительно, во время войны люди верили в скорое воссоединение со своими близкими. Например, мои прабабушка и прадедушка рассказывали, как они смогли перенести разлуку во время Великой Отечественной войны. Когда прадедушку забрали на фронт, он очень переживал, что больше не вернется домой и не увидеться с прабабушкой. Однако прабабушка в каждом своем письме, которое она писала на фронт, уверяла его в том, что скоро война закончится и что они снова будут вместе. Так и случилось. Благодаря их вере в счастливое совместное будущее, в сорок пятом году они воссоединились и больше никогда не разлучались.
Итак, война никого не щадит, она разлучает семьи, отнимает у людей все, что когда-либо им было дорого.
Здравствуйте, Елена!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен, но в пояснении, на мой взгляд, есть логическая ошибка.
Писательница рассказывает историю Нины. Приехав на вокзал, героиня услышала крик старой женщины, «…ее обокрали, возле нее стояли двое мальчиков и плакали». Нина переживала за женщину, так как теперь она осталась с детьми без денег, и решила помочь: отдала сотенную бумажку мальчику, который был постарше. Читатель понимает, что во время войны людям необходимо поддерживать друг друга, оказывать помощь, так как они все находятся в равных условиях. |
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 0 баллов
Позиция автора такова: во время войны могут проявиться многие человеческие качества, среди которых сострадание и вера в счастливое будущее. |
Позиция автора такова: во время войны могут проявиться многие человеческие качества, среди которых сострадание и вера в счастливое будущее. Проследим, как эта мысль раскрывается в тексте. Я согласна с позицией автора. Действительно, во время войны люди верили в скорое воссоединение со своими близкими. |
Какие человеческие качества могут проявиться во время войны? Ответ на этот вопрос даёт М. В. Глушко в предложенном для анализа тексте. <...> Итак, война никого не щадит, она разлучает семьи, отнимает у людей все, что когда-либо им было дорого. |
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Когда прадедушку забрали на фронт, он очень переживал, что больше не вернется домой и не увидеться с прабабушкой. |
Если бы в предложении было слово "сможет", тогда употребление инфинитива было бы уместно:
...он переживал, что больше не вернётся домой и не сможет (что сделать?) увидеться с прабабушкой.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Они были похожи на крики отчаяния, попытки найти «..родную каплю в человеческом океане». |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Приехав на вокзал, героиня услышала крик старой женщины, «…ее обокрали, возле нее стояли двое мальчиков и плакали». Нина переживала за женщину, так как теперь она осталась с детьми без денег, и решила помочь: отдала сотенную бумажку мальчику, который был постарше. |
Итак, война никого не щадит, она разлучает семьи, отнимает у людей все, что когда-либо им было дорого. |
Писательница рассказывает историю Нины. Приехав на вокзал, героиня услышала крик старой женщины, «…ее обокрали, возле нее стояли двое мальчиков и плакали». Нина переживала за женщину, так как теперь она осталась с детьми без денег, и решила помочь: отдала сотенную бумажку мальчику, который был постарше. Читатель понимает, что во время войны людям необходимо поддерживать друг друга, оказывать помощь, так как они все находятся в равных условиях. Кроме того, писательница обращает внимание читателя на бумажки-объявления, которые были расклеены по стенам вокзала на каждой станции. |
Итак, Елена, Вы хорошо знаете критерии проверки сочинения, умеете неплохо выражать мысль, пишете довольно грамотно. Постарайтесь быть внимательнее: проверяйте работу несколько раз с разными целями, чтобы избежать досадных ошибок. Выверяйте логику развития мысли на этапе создания черновика (соотносите проблемный вопрос - позицию автора - собственное отношение к позиции автора - заключение). У Вас всё получится!
Желаю удачи на ЕГЭ!