Запомни!
Сила природы
-
Текст: (1)Однажды мне довелось побывать на Севе(1)Однажды мне довелось побывать на Северном Урале. (2)Я сидел на каменной осыпи1 одного из отрогов2 вершины Кваркуш. (3)Из-за сопки3 медленно поднималось солнце, и сопка то озарялась с восточной стороны, то снова делалась сумеречной от наползающих на неё облаков. (4)Но вот солнце оказалось на горбу сопки, ударило лучами по облакам и густым туманам. (5)Снег засверкал на вершине, облака потускнели, нехотя сползли в ущелья, и мир разделился надвое. (6)Вверху были сопки, с белыми зайцами на спинах, все в солнечном сиянии, все в сверкании. (7)А внизу всё затоплено, закрыто. (8)Это был тот час, когда неживая чернота сопок и осыпей окутывалась призрачным дымком и сопки не отпугивали, а манили к себе этой призрачной загадочностью.
(9)Здесь, на вершинах Урала, – начало жизни рек. (10)Здесь, в поднебесье, лежат вечные снега, питая острые родники теми скупыми каплями, из которых потом рождаются великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря. (11)Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. (12)Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. (13)Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце всё же оплавляет прессованные, тяжёлые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. (14)Ещё малые, ещё хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлёст, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. (15)И уже не остановить их, не вернуть. (16)Реки что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад.
(17)Осыпь, на которой я сижу, оканчивается взлётом иссечённых ветрами сопок. (18)Под сопкою, чуть ли не выскакивая на усыпанные семенами снежные груды, растут подснежники с тёплыми шероховатыми листьями. (19)А на высыпке мелкого камешника, возле маленькой, но уже по-старушечьи скрюченной пихточки, я вижу крупные багрово-розовые цветы. (20)Внизу, на склонах Урала, растут они выводками, корней по тридцать, голова к голове, лист в лист. (21)И цветы там яркие, с жёлтыми зрачками. (22)Как же попали сюда эти? (23)Каким ветром-судьбою занесло в безжалостные осыпи, в студёное поднебесье их тяжёлые семена? (24)Может, птица в клюве принесла?
(25)Их всего три. (26)И стебли их тонки, и листья у них будто из жести, и побагровели эти листья на срезах от стужи. (27)А цветы? (28)До чего же мудра жизнь! (29)Венцы цветов прикрыты, и жёлтых зрачков не видать. (30)Цветы стоят, как детишки в ярких шапочках с завязанными ушами, и не дают холоду сжечь семена. (31)И лепестки у цветов с проседью, и толсты они. (32)Вся сила этого цвета идёт на то, чтобы сберечь семена, и они не откроются во всю ширь, не зазеваются на приветливо сияющее солнце. (33)Они не доверяют этому солнцу. (34)Они слишком много перенесли, прежде чем пробудились от зябкого сна среди голых камней.
(35)Пройдут годы, и плеснут на осыпи всполохи ярких, багровых цветов. (36)А пока их здесь всего три, мужественных, непокорных цветка, и в них залог будущей красоты. (37)Я верю, что они выживут и уронят крепкие семена свои в ручейки, а те занесут их меж камней и найдут им щёлку, из которой идёт хотя и чуть ощутимое, но тёплое дыхание земли. (38)Я верю в это, потому что лет восемьдесят назад возле Кваркуша и других приполярных вершин и сопок не было ни одного деревца. (39)А сейчас в распадках низкие, костлявые, полураздетые, но сплошные леса, и даже на западном склоне Кваркуша, вокруг альпийских лугов где островками, где в одиночку – низкие, почти нагие деревца, но такие крепкие, узлистые, что корни их раскалывают камень, а от стволов отскакивает топор. (40)Деревья ведут постоянное, тяжёлое наступление и закаляются в борьбе, в вечном походе. (41)Иные из них падают, умирают на ходу, как в атаке, а всё-таки они идут. (42)Идут вперёд и вперёд!
(43)А следом за лесом летят птицы, идут звери, идёт живая жизнь, и вместе с ней эти багрово-розовые цветы с работящими корнями и живучим семенем. (44)И все эти светящиеся внизу на полянах бледными лампадами купавки, жёлтые лютики, невиданно мелкие, с мошечку величиной, незабудки, и даже чудом проникшие сюда лазоревые цветы, и уверенные в себе подснежники с восхищением глядят на нездешних жителей, на трёх разведчиков, как бы наполненных живою, горячею кровью. (45)Пусть не остынет алая кровь в тонких жилах цветов!
(По В.П. Астафьеву*)
В чем проявляется сила природы?
В приведенном тексте известно русского писателя Виктора Петровича Астафьева ставится проблемный вопрос: «В чем проявляется сила природы?»
Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что природа сильна своей органичностью. Её элементы находятся в гармонии друг с другом и обладают сильнейшей тягой к жизни. Эти качества окружающего мира восхищают автора.
Раскрывая проблему, Виктор Петрович Астафьев показывает, как он обнаружил среди горной местности на высыпке из камешка три багрово-розового цветка. Герой текста отмечает, что такие растения обычно можно встретить «внизу, на склонах Урала». В этих трех цветках автор воплощает силу и мудрость природы, он называет их «мужественными» и «непокорными», так как они направляют все свои силы, чтобы сохранить семена от ветра и солнца. Читатель понимает, что окружающий мир могущественен, так как способен создать гармоничное сосуществовании двух противоположных стихий.
В предложении № 26-32 В. П. Астафьев также рассказывает о трёх «разведчиках» — крупных багрово-красных цветах, которые смогли каким-то чудом прорасти на осыпи. Более того, автор убеждён в том, что скоро цветов будет больше, потому что видит, как возле Кваркуша разрослись целые леса, хотя 80 лет назад там не было ни одного деревца. Читатель понимает, что силы природы необыкновенно велики, раз она может создать такое великолепие в сложнейших условиях.
Оба примера дополняю друг друга, и свидетельствует нам, а чем проявляется сила природы.
Я согласен с мнением автора, и тоже считаю, что природа обладает удивительной способностью к приспособлению и непоколебимым стремлением жить. В произведении А. Платонова «Юшка». Автор показал лечебную силу природы: благодаря её умиротворению главный герой начинал чувствовать себя лучше, именно уединение с природой придавало Юшке сил, и он чувствовал себя счастливым.
Таким образом, сила природы проявляется в её умении выживать, развиваться и побеждать — несмотря на холод, камни, разрушения и равнодушие.
Здравствуйте, Дмитрий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
Раскрывая проблему, Виктор Петрович Астафьев показывает, как он обнаружил среди горной местности на высыпке из камешка три багрово-розового цветка. |
K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении дублирует первый.
Раскрывая проблему, Виктор Петрович Астафьев показывает, как он обнаружил среди горной местности на высыпке из камешка три багрово-розового цветка. В предложении № 26-32 В. П. Астафьев также рассказывает о трёх «разведчиках» — крупных багрово-красных цветах, которые смогли каким-то чудом прорасти на осыпи. |
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент, но есть нарушение логики между примером и позицией автора (см. К5).
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 1 балл
Читатель понимает, что окружающий мир могущественен, так как способен создать гармоничное сосуществовании двух противоположных стихий. |
Я согласен с мнением автора, и тоже считаю, что природа обладает удивительной способностью к приспособлению и непоколебимым стремлением жить. В произведении А. Платонова «Юшка». Автор показал лечебную силу природы: благодаря её умиротворению главный герой начинал чувствовать себя лучше, именно уединение с природой придавало Юшке сил, и он чувствовал себя счастливым. |
Таким образом, сила природы проявляется в её умении выживать, развиваться и побеждать — несмотря на холод, камни, разрушения и равнодушие. |
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
В приведенном тексте известно русского писателя Виктора Петровича Астафьева ставится проблемный вопрос: «В чем проявляется сила природы?» |
Читатель понимает, что окружающий мир могущественен, так как способен создать гармоничное сосуществовании двух противоположных стихий. |
Оба примера дополняю друг друга, и свидетельствует нам, а чем проявляется сила природы. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Оба примера дополняю друг друга, и свидетельствует нам, а чем проявляется сила природы. |
Я согласен с мнением автора, и тоже считаю, что природа обладает удивительной способностью к приспособлению и непоколебимым стремлением жить. |
Таким образом, сила природы проявляется в её умении выживать, развиваться и побеждать — несмотря на холод, камни, разрушения и равнодушие. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Оба примера дополняю друг друга, и свидетельствует нам, а чем проявляется сила природы. |
Возможно, это опечатка. Правильно: в чём проявляется сила природа.
В произведении А. Платонова «Юшка». Автор показал лечебную силу природы: благодаря её умиротворению главный герой начинал чувствовать себя лучше, именно уединение с природой придавало Юшке сил, и он чувствовал себя счастливым. |
10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
В приведенном тексте известно русского писателя Виктора Петровича Астафьева ставится проблемный вопрос: «В чем проявляется сила природы?» Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что природа сильна своей органичностью. |
Читатель понимает, что окружающий мир могущественен, так как способен создать гармоничное сосуществовании двух противоположных стихий. Читатель понимает, что силы природы необыкновенно велики, раз она может создать такое великолепие в сложнейших условиях. |
Раскрывая проблему, Виктор Петрович Астафьев показывает, как он обнаружил среди горной местности на высыпке из камешка три багрово-розового цветка. |
Камешник - нар.-разг. = галечник.
Оба примера дополняю друг друга, и свидетельствует нам, а чем проявляется сила природы. |
Автор показал лечебную силу природы: благодаря её умиротворению главный герой начинал чувствовать себя лучше, именно уединение с природой придавало Юшке сил, и он чувствовал себя счастливым. |
Итак, Дмитрий, внимательнее подбирайте примеры, следите за логикой развития мысли, чётче прописывайте анализ связи между примерами, старайтесь избегать повторов, перечитывайте работу несколько раз с разными целями, чтобы избежать обидных ошибок.
Желаю удачи на ЕГЭ!