Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

«Какую роль играет яркая, самобытная личность в духовном становлении человека?».

  • Текст: (1)... Я давно уже почувствовал необходи
    (1)... Я давно уже почувствовал необходимость понять — как возник
    мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его. (2) Это естественное
    и — в сущности — очень скромное желание, незаметно выросло у меня в
    неодолимую потребность и, со всей энергией юности, я стал настойчиво
    обременять знакомых «детскими» вопросами. (3) Одни искренно не
    понимали меня, предлагая книги Ляйэля и Леббока; другие, тяжело
    высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой»; кто-то дал «Историю
    философии» Льюиса; эта книга показалась мне скучной, — я не стал читать
    её.
    (4) Среди знакомых моих появился странного вида студент в
    изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось
    часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части
    костюма. (5) Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он
    носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого
    цвета, они опускались до плеч его прямыми, жесткими прядями. (6) В лице
    этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)
    Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы,
    обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то — насмешливо.
    (8) Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9) К нему относились
    неприязненно.  
    (10) Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на
    четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11) Звали его Николай Захарович
    Васильев, по специальности он был химик.
    (12) Когда он приехал из Москвы на каникулы, я, конечно, обратился
    к нему с «детскими» вопросами и этим очень обрадовал его.
    — (13) Ты — человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих
    дней. (14) Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и
    самая ценная свобода, доступная человеку. (15) Ею обладает только тот,
    кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял
    непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную
    смену явлений действительности.
    (16) Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (17) Всё, что я сказал тебе, — вполне умещается в трёх словах:
    живи своим умом! (18) Вот. (19) Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг;
    я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики, впрочем. (20)
    Я особенно не хочу именно тебя учить, понимаешь. (21) Я — рассказываю.
    (22) А делать кого–то другого похожим на меня, это, брат, по–моему,
    свинство. (23) Я особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня, это
    совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    47
    (24) Он невесело усмехнулся:
    — (25) Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих
    будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее
    неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами —
    творить фантазии. (26) В стороне от этого — под, над этим — Бог. (27) Но
    — Бог — это для меня неприемлемо. (28) Может быть, он и существует, но
    — я его не хочу. (29) Видишь — как нехорошо я думаю. (30) Да, брат... (31)
    Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно
    равноценными заблуждениями разума.
    (32) Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (33) Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по
    поводу видимого нами, но не знаем — то ли, так ли мы думаем, как надо.
    (34) А ты — и в это не верь! (35) Ищи сам...
    (36) Я был глубоко взволнован его речью, — я понял в ней столько,
    сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души
    Николая. (37) Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (38)
    Хорошая минута! (39) Вероятно — одна из лучших минут счастья,
    испытанного мною в жизни.
    (По М.Горькому)
    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) — выдающийся
    русский советский писатель и драматург.
29.04.2025 12:34:54
Автор: Елена Катаева

Что такое свобода мысли? Ответ на этот вопрос содержится в тексте Максима Горького.
Для того чтобы сформулировать позицию автора по поставленной проблеме и показать, как она раскрыта в тексте, стоит обратить внимание на предложения 1-2. В них рассказчик обращает внимание читателя на то, что он уже долгое время задаётся философскими вопросами: «…как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его.» Нужно отметить, что это «скромное желание» стало «непреодолимой потребностью» автора. Так, свобода мысли – это стремление человека добраться до истины в различных философских темах.
Далее стоит сказать, что немаловажную роль в жизни рассказчика сыграл Николай Захарович Васильев – «странного вида студент». Именно он научил автора не принимать чужие точки зрения и всегда идти к собственной правде. По мнению Васильева, «свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, данная человеку.» Мы видим, что независимость мысли может проявляться в способности человека не зависеть от чужих мнений.
Первый пример выступает условием для второго. Можно сказать, что если человек хочет добраться до ответа на философский вопрос, то ему необходимо придерживаться лишь собственного мнения.
Позиция автора ясна. Максим Горький считает, что свобода мысли – это стремление человека самостоятельно добиться правды.
Не могу не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, для достижения цели нужно всегда придерживаться собственных взглядов. Для подтверждения своих слов приведу пример из личного жизненного опыта. Когда я учился в средней школе, на уроках литературы нам часто задавали вопросы для глубокого размышления. Большинство учеников придерживались того же мнения, что прописано в учебнике. Но был мальчик, который всегда выражал отличную от учебника точку зрения. Некоторые считали его странным, но у меня его способность видеть то, чего не видят другие, вызывала удивление и даже восхищение. Таким образом, я понял, что независимость мысли может проявляться в умении человека видеть скрытый смысл.
В заключение хочу сказать, что свобода разума – неотъемлемая часть развития общества, ведь она позволяет нам видеть то, чего не видят другие.
Количество слов - 313

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

Примечание: сочинение оценивалось по проблеме, обозначенной Вами в первом предложении сочинения, а не по проблеме, обозначенной в заголовке.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана с ошибкой, проанализирована.

Примечание: в определении типа связи между примерами допущено логическое несоответствие: Вы пишете, что первый пример является условием второго, тогда как, судя по расшифровке примеров, все наоборот: условием для получения ответа на философский вопрос является свобода мысли.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 1 балл

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано.

Примечание: пример-аргумент имитирует содержание исходного текста и недостаточно конкретен. Балл за пример-аргумент снят, т.к. в пример не иллюстрирует заявленный тезис о достижении цели.

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

K5 - Логичность речи: + 1 балл

Позиция автора ясна. Максим Горький считает, что свобода мысли – это стремление человека самостоятельно добиться правды.
Не могу не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, для достижения цели нужно всегда придерживаться собственных взглядов.
Наблюдается несоответствие позиции автора и собственного тезиса. Ваш собственный тезис не отвечает на вопрос "что такое свобода мысли?", он отвечает на другой вопрос -- "что нужно сделать для достижения цели?".
Некорректно использован логический маркер подтверждения -- слово "действительно": оно не присоединяет суждение, подтверждающее предыдущую мысль, а присоединяет иное по смыслу суждение. Кроме того, непонятно, какой цели добился мальчик, о котором идет речь в вашем примере.

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

В них рассказчик обращает внимание читателя на то, что он уже долгое время задаётся философскими вопросами: «…как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его.»
Требуется вопросительный знак. Точка перед закрывающими кавычками не ставится.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Для того чтобы сформулировать позицию автора по поставленной проблеме и показать, как она раскрыта в тексте, стоит обратить внимание на предложения 1-2. В них рассказчик обращает внимание читателя на то, что он уже долгое время задаётся философскими вопросами:
Речевые повторы; некорректное употребление местоимения "он" (непонятно, кто имеется в виду -- рассказчик или читатель).
Нужно отметить, что это «скромное желание» стало «непреодолимой потребностью» автора.
Не следует отождествлять фигуры автора и рассказчика, в художественном тексте это разные люди. Вы их путаете друг с другом, отчего создается смысловая неопределенность.
Так, свобода мысли – это стремление человека добраться до истины в различных философских темах.
Вводное слово "так" соответствует по значению вводному слову "например", в данном контексте это слово неуместно, поскольку далее никакой пример не приводится, а следует вывод из ранее сказанного.

Итак, Ваше сочинение выполнено в соответствии с экзаменационными требованиями. Следует обратить внимание на формулировку и аргументацию собственного тезиса по заявленной проблеме. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 2
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 1
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 1
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 3
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку