Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Как возникают воспоминания?

  • Текст: (1)Когда я начал учиться в гимназии, мне
    (1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня – до моих одиннадцати лет… (5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно – я был просто человек… (13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча… (18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами… (24)Удивительная работа воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания. (30)Какая чудесная вещь – свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но – дудки – мы её никогда не поймём. (33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы – это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой – длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней… (38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя – ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись… (40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое…  (По Ю.К. Олеше*)  *Юрий Карлович Олеша (1899–1960) – русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист.
12.04.2025 10:40:47
Автор: Бэла Харцизова

Как возникают воспоминания? Об этом размышляет Юрий Карлович Олеша в предложенном для анализа тексте.

Размышляя о проблеме, автор пишет о мальчике, который рассказывает о своих воспоминаниях: о солдатах в мундире с красными погонами, о зверинце на Куликовском поле, о говорящей голове в зеркальном ящике в балагане. Воспоминания удивительны. В предложениях 27-28 Олеша повествует о том, что вспомниться может совершенно непредвиденное. Участие воли исключено. Пример позволяет понять, что воспоминания неподвластны людям. Они включены будто какими-то инженерами.

Далее мальчик рассказывает о своих снах, в которых он видит несовершенные планы. Он собирался после окончания гимназии купить велосипед и совершить на нём поездку по Европе. «Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было»,- говорит мальчик. Пример показывает, что воспоминания могут возникнуть благодаря планам, которые люди собирались осуществить, но не смогли.

Примеры дополняют друг друга. Сперва автор пишет о том, что воспоминания неподвластны людям, а затем, что воспоминания могут возникнуть вследствие неосуществленных планов.

Позиция автора очевидна: воспоминания возникают независимо от желания людей. Иногда возникновение воспоминаний может быть взаимосвязано с размышлениями о  неосуществленных планах.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что воспоминания неподвластны человеку. Люди не выбирают, что помнить, а что нет. Например, в моем жизненном опыте есть случаи, когда яркие моменты не запоминаются, а неосуществленные мечты и планы раннего детства вспоминаются до сих пор.

Итак, люди не способны контролировать свои воспоминания, они им неподвластны.
Количество слов - 226

Рецензент: Бэлла Щепина
Здравствуйте, Бэла!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан, но не пояснен. Абсолютно всё в абзаце с первым примером мы можем найти в исходном тексте. Балл поставить не могу.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, но пояснение засчитать невозможно. В любом случае балл за связь между примерами не выставляется, если один из примеров-иллюстраций не зачтён.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 1 балл
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Примера-аргумента нет. Пример должен быть иллюстративным, наглядным, конкретным. У вас лишь общие слова.

K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов
о зверинце на Куликовском поле
Корректно: Куликовом

K5 - Логичность речи: + 0 баллов
Размышляя о проблеме, автор пишет о мальчике, который рассказывает о своих воспоминаниях
В предложении 13 говорится, что рассказчик хотел после гимназии купить велосипед и поехать на нём в путешествие по Европе, а в предложении 18 написано, что ему это не удалось сделать. Анализ этих предложений, а также множество других деталей говорит о том, что не мальчик, а уже взрослый человек рассказывает о своих воспоминаниях.
Пример позволяет понять, что воспоминания неподвластны людям. <…>
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что воспоминания неподвластны человеку. <…>
Итак, люди не способны контролировать свои воспоминания, они им неподвластны.
Вы повторили одну и ту же мысль трижды.

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Размышляя о проблеме, автор пишет о мальчике, который рассказывает о своих воспоминаниях: о солдатах в мундире с красными погонами
Корректно: о солдатах в мундирах.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Далее мальчик рассказывает о своих снах, в которых он видит несовершенные планы.
Планы нельзя совершить. Корректно: нереализованные.
Сперва автор пишет о том, что…
Сперва – разговорное слово. Корректно: сначала / вначале.

Итак, Бэла, вы грамотны, это, несомненно, хорошо. Но писать сочинение по критериям ЕГЭ вам ещё предстоит научиться. Рекомендую присоединиться к нашим вебинарам по понедельникам. Эксперты ЕГЭ подробно рассказывают и показывают на примерах, как написать отличное сочинение на экзамене. Вебинары доступны и в записи.
У вас ещё 7 недель до экзамена, проведите это время с пользой! Удачи на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 1
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 1
K4 - Фактическая точность речи: 0
K5 - Логичность речи : 0
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
Итоговый балл - 14

Возврат к списку