Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Влияние чувства стыда на человека
-
Текст: (1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульв(1)Ночью, часов в 12, по Тверскому бульвару шли два приятеля. (2)Один высокий, красивый брюнет в поношенной медвежьей шубе и цилиндре, другой – маленький, рыженький человек в рыжем пальто с белыми костяными пуговицами. (3)Оба шли и молчали. (4)Брюнет слегка насвистывал мазурку, рыжий угрюмо глядел себе под ноги.
— (5)Не посидеть ли нам? — предложил наконец брюнет, когда оба приятеля увидели тёмный силуэт Пушкина и огонёк над воротами Страстного монастыря.
(6)Рыжий молча согласился, и приятели уселись.
— (7)У меня есть к тебе маленькая просьба, Николай Борисыч, — сказал брюнет после некоторого молчания. — (8)Не можешь ли ты, друг, дать мне взаймы рублей десять-пятнадцать? (9)Через неделю отдам…
(10)Рыжий молчал.
— (11)Я не стал бы тебя и беспокоить, если бы не нужда. (12)Скверную штуку сыграла со мной сегодня судьба… (13)Жена дала мне сегодня утром заложить свой браслет… (14)Нужно ей за свою сестрёнку в гимназию заплатить… (15)Я, знаешь, заложил и вот… при тебе сегодня карты нечаянно проиграл…
(16)Рыжий задвигался и крякнул.
— (17)Пустой ты человек, Василий Иваныч! — сказал он, покрививши рот злой усмешкой. — (18)Пустой человек! (19)Какое ты право имел садиться с барынями играть в карты, если ты знал, что эти деньги не твои, а чужие? (20)Ну, не пустой ли ты человек, не фат ли? (21)Постой, не перебивай… (22)Дай я тебе раз навсегда выскажу… (23)К чему эти вечно новые костюмы, эта вот булавка на галстухе? (24)К чему этот дурацкий цилиндр? (25)К чему это вечное хвастанье своими несуществующими знакомствами? (26)Знаком и с Хохловым, и с Плевако, и со всеми редакторами! (27)Когда ты сегодня лгал о своих знакомствах, у меня за тебя глаза и уши горели! (28)Лжёшь и не краснеешь! (29)А когда ты играешь с этими барынями, проигрываешь им женины деньги, ты так пошло и глупо улыбаешься, что просто… пощёчины жалко!
— (30)Ну оставь, оставь… Ты не в духе сегодня…
— (31)Ну, пусть это фатовство есть мальчишество, школьничество… (32)Я согласен допустить это, Василий Иваныч… ты ещё молод… (33)Но не допущу я… не пойму одной вещи… (34)Как мог ты… сподличать? (35)Я видел, как ты, сдавая, достал себе из-под низу пикового туза!
(36)Василий Иваныч покраснел, как школьник, и начал оправдываться. (37)Рыжий настаивал на своём. (38)Спорили громко и долго. (39)Наконец оба мало-помалу умолкли и задумались.
— (40)Это правда, я сильно завертелся, — сказал брюнет после долгого молчания. — (41)Правда… (42)Весь я потратился, задолжался, растратил кое-что чужое и теперь не знаю, как выпутаться. (43)Совестно и людей, и самого себя… (44)Делаю массу глупостей, гадостей, из самых мелких побуждений, и в то же время никак не могу остановиться… (45)Скверно! (46)А ты, Николай Борисыч, не осуждай меня… не бросай камня…
(47)Николай Борисыч машинально, сам того не сознавая, протянул вперёд руку и… махнул ею. (48)Звук пощёчины нарушил тишину ночи… (49)Цилиндр слетел с головы брюнета и покатился по утоптанному снегу. (50)Всё это произошло в одну секунду, неожиданно, и вышло глупо, нелепо. (51)Рыжему тотчас же стало стыдно этой пощёчины. (52)Он уткнул лицо в полинялый воротник пальто и зашагал по бульвару. (53)Дойдя до Пушкина, он оглянулся на брюнета, постоял минуту неподвижно и, словно испугавшись чего-то, побежал к Тверской…
(54)Василий Иваныч долго просидел молча и не двигаясь. (55)Мимо него прошла какая-то женщина и со смехом подала ему цилиндр. (56)Он машинально поблагодарил, поднялся и пошёл.
(57)«Сейчас зуденье начнётся, – думал он через полчаса, взбираясь по длинной лестнице к себе на квартиру. – (58)Достанется мне от супруги за проигрыш! (59)Всю ночь будет проповедь читать! (60)Скажу, что потерял деньги…»
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург.
Всегда ли испытываемое чувство стыда становится началом нравственного исправления?
11.03.2025 13:53:04
Автор: Оксана Церт
Всегда ли испытываемое чувство стыда становится началом нравственного исправления? Именно эта проблема привлекла внимание А. П. Чехова, русского прозаика и драматурга. Размышляя над вопросом, писатель приходит к следующему выводу: несмотря на чувство стыда, не все люди готовы встать на путь нравственного исправления. Иногда человек, испытывая это чувство, продолжает врать и совершать безнравственные поступки.
Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора по указанной проблеме. Писатель рассказывает о том, что, проиграв чужие деньги в карты, Василий Иваныч просит взаймы, но Николай Борисыч ругает его, указывая на безнравственные поступки героя, «вечное хвастанье», ложь. После этих слов Василий Иваныч испытывает чувство стыда за «массу глупостей, гадостей», однако он признаёт, что никак не может остановиться. Этот пример доказывает, что люди осознают свои ошибки, по не всегда чувство стыда подталкивает встать на путь нравственного исправления.
Продолжая размышлять над вопросом, драматург обращает внимание на то, что Василий Иваныч, возвращаясь домой, понимает, что супруга тоже будет ругать его за очередную потерю денег. Поэтому он принял решение: «Скажу, что потерял деньги...». Данный пример позволяет понять, что несмотря на поведение, поступки, которые приводят к неприятным последствиям, Василий Иваныч продолжает врать. То есть даже муки совести не побудили героя измениться в лучшую сторону.
Второй пример дополняет первый. Если в первом показано, как Василий Иваныч испытывает чувство стыда и осознаёт, что не может измениться, то во втором он продолжает совершать безнравственные поступки.
Трудно не согласиться с А.П. Чеховым в том, что многие люди не хотят меняться, вставать на путь нравственного исправления. Одна ко существуют люди, которые готовы это сделать так, как чувства угрызения совести и стыда не дают спокойно жить. Вспомним произведение Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». Рассказчику, обманувшему бабушку, было стыдно за своё поведение. Угрызение совести не давало ему покоя, поэтому мальчик исправил ситуацию и больше никогда так не делам.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что чувства стыда не всегда бывает достаточно, чтобы встать на путь нравственного исправления. Нужно, чтобы человек сам захотел измениться в лучшую сторону.
Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора по указанной проблеме. Писатель рассказывает о том, что, проиграв чужие деньги в карты, Василий Иваныч просит взаймы, но Николай Борисыч ругает его, указывая на безнравственные поступки героя, «вечное хвастанье», ложь. После этих слов Василий Иваныч испытывает чувство стыда за «массу глупостей, гадостей», однако он признаёт, что никак не может остановиться. Этот пример доказывает, что люди осознают свои ошибки, по не всегда чувство стыда подталкивает встать на путь нравственного исправления.
Продолжая размышлять над вопросом, драматург обращает внимание на то, что Василий Иваныч, возвращаясь домой, понимает, что супруга тоже будет ругать его за очередную потерю денег. Поэтому он принял решение: «Скажу, что потерял деньги...». Данный пример позволяет понять, что несмотря на поведение, поступки, которые приводят к неприятным последствиям, Василий Иваныч продолжает врать. То есть даже муки совести не побудили героя измениться в лучшую сторону.
Второй пример дополняет первый. Если в первом показано, как Василий Иваныч испытывает чувство стыда и осознаёт, что не может измениться, то во втором он продолжает совершать безнравственные поступки.
Трудно не согласиться с А.П. Чеховым в том, что многие люди не хотят меняться, вставать на путь нравственного исправления. Одна ко существуют люди, которые готовы это сделать так, как чувства угрызения совести и стыда не дают спокойно жить. Вспомним произведение Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». Рассказчику, обманувшему бабушку, было стыдно за своё поведение. Угрызение совести не давало ему покоя, поэтому мальчик исправил ситуацию и больше никогда так не делам.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что чувства стыда не всегда бывает достаточно, чтобы встать на путь нравственного исправления. Нужно, чтобы человек сам захотел измениться в лучшую сторону.
Количество слов - 319
Рецензент: Бэлла Щепина
Здравствуйте, Оксана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана неверно.
То, о чём вы говорите во втором примере, происходит несмотря на то, что было описано в первом. Примеры соединены уступительной связью.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 2 балла
Это клише уместнее использовать не в абзаце с первым примером, а до него, то есть в конце предыдущего абзаца.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что
Советую отказаться от использования этого банального клише.
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Обороты с «несмотря на» обособляются.
Понимаю, что это, скорее всего, опечатка, но не отметить ошибку не могу.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 3 балла
Оксана, мне понравилось ваше сочинение, но вам нужно обязательно разобраться с видами смысловой связи между примерами. Удачи на ЕГЭ!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана неверно.
Данный пример позволяет понять, что несмотря на поведение, поступки, которые приводят к неприятным последствиям, Василий Иваныч продолжает врать. |
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 2 балла
Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора по указанной проблеме. |
Подводя итоги, можно сделать вывод, что
Советую отказаться от использования этого банального клише.
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Данный пример позволяет понять, что ЗПТ несмотря на поведение, поступки, которые приводят к неприятным последствиям, Василий Иваныч продолжает врать. |
Одна ко существуют люди, которые готовы это сделать ЗПТ так, (запятая не нужна) как чувства угрызения совести и стыда не дают спокойно жить. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 3 балла
Оксана, мне понравилось ваше сочинение, но вам нужно обязательно разобраться с видами смысловой связи между примерами. Удачи на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 2
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 2
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 3
K10 - Соблюдение речевых норм: 3
Итоговый балл - 20