Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Как война влияет на природу
-
Текст: (1)Солдаты лежали за деревьями(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.
(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.
(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»
(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника.
(15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.
(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла.
(36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?
(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
– Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.
(По В.С. Гроссману*)
* Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.
Здравствуйте, Владимир!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл
Пример 1 (использование немцами газа, который губит природу) в сочинении указан, формально пояснён.
Например, когда немцы во время Великой Отечественной войны пускали газ, они травили не только людей, но и всю живность в полях и лесах, начиная с насекомых и заканчивая птицами. |
В своей неудачной, на мой взгляд, попытке привести пример вы констатируете факт использования газа, а ведь в тексте дана гипотетическая информация ("а если", использованы глаголы будущего времени). Автор оформляет свою мысль как риторический вопрос. Вы допустили фактическую ошибку, поэтому пример не может быть засчитан.
Пояснение к примеру носит формальный характер.
Этот пример доказывает мысль писателя, что война губит природу. |
Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе. |
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано, но в качестве обоснования даны слова, которые уже использованы для формулировки позиции автора. Приведен пример-аргумент.
Правильнее было бы добавить слово "практически", "почти полностью":
Такие города, как Хиросима и Нагасаки, были стерты с лица земли и сейчас на этих землях очень высокий уровень радиации, что делает эти земли совсем непригодными для жизни. |
K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов
При комментировании позиции автора по указанной проблеме исходного текста допущена фактическая ошибка (см. мой комментарий к К2).
Например, когда немцы во время Великой Отечественной войны пускали газ, они травили не только людей, но и всю живность в полях и лесах, начиная с насекомых и заканчивая птицами. |
K5 - Логичность речи: + 1 балл
Автор считает, что война оказывает негативное влияние для всех живых существ и заставляет их приспосабливаться к новым условиям. Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям. |
Я согласен с мнением автора, каждый день государства создают орудия массового поражения . Яркий тому пример - атомная бомба. |
Однако животные приспосабливаются к новым условиям. Когда был налет на Рогачев, собаки прятались по укромным местам, а птицы шумели и метались. Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе. Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям. |
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибок нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Такие города, как Хиросима и Нагасаки, были стерты с лица земли ЗПТ и сейчас на этих землях очень высокий уровень радиации, что делает эти земли совсем непригодными для жизни. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Автор считает, что война оказывает негативное влияние для всех живых существ и заставляет их приспосабливаться к новым условиям. |
Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе. Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям. |
Итак, вам следует больше внимания уделять комментарию позиции автора (примерам, пояснению примеров, анализу связи между примерами), логике развития мысли (старайтесь избегать неоправданных повторов одной и той же мысли). Если вы хотите получить высокие баллы за сочинение, пишите больше. Всё получится!
Желаю удачи!