Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Как война влияет на природу

  • Текст: (1)Солдаты лежали за деревьями
    (1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

    (2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.

    (6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»

    (13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника.

    (15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.

    (25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
    – Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла.

    (36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?

    (37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
    – Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.

    (По В.С. Гроссману*)

    * Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.
04.03.2025 18:44:16
Автор: Владимир Хомяков

     Как война влияет на природу? Именно эту проблему поднимает Василий Семенович Гроссман.     Автор считает, что война оказывает негативное влияние для всех живых существ и заставляет их приспосабливаться к новым условиям. Например, когда немцы во время Великой Отечественной войны пускали газ, они травили не только людей, но и всю живность в полях и лесах, начиная с насекомых и заканчивая птицами. Этот пример доказывает мысль писателя, что война губит природу.        Однако животные приспосабливаются к новым условиям. Когда был налет на Рогачев, собаки прятались по укромным местам, а птицы шумели и метались. Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе.          Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям.       Я согласен с мнением автора, каждый день государства создают орудия массового поражения . Яркий тому пример - атомная бомба. Такие города, как Хиросима и Нагасаки, были стерты с лица земли и сейчас на этих землях очень высокий уровень радиации, что делает эти земли совсем непригодными для жизни.          Таким образом, война негативно влияет на все живое на земле, принося многочисленные беды и разрушения.
Количество слов - 191

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Владимир!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл

Пример 1 (использование немцами газа, который губит природу) в сочинении указан, формально пояснён.

Например, когда немцы во время Великой Отечественной войны пускали газ, они травили не только людей, но и всю живность в полях и лесах, начиная с насекомых и заканчивая птицами.
В тексте (предложение № 36) есть следующая мысль: "А если немцы газ пустят, а мы в ответ - тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до  мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?"

В своей неудачной, на мой взгляд, попытке привести пример вы констатируете факт использования газа, а ведь в тексте дана гипотетическая информация ("а если", использованы глаголы будущего времени). Автор оформляет свою мысль как риторический вопрос. Вы допустили фактическую ошибку, поэтому пример не может быть засчитан.

Пояснение к примеру носит формальный характер.

Этот пример доказывает мысль писателя, что война губит природу.
Пример 2 (способность животных адаптироваться в тяжёлых условиях войны) в сочинении указан, недостаточно подробно пояснен.
Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе.    
Взаимосвязь между примерами указана, но не проанализирована. Учитывая, что выставлен балл только за один пример, анализ связи в любом случае не засчитывается.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано, но в качестве обоснования даны слова, которые уже использованы для формулировки позиции автора.  Приведен пример-аргумент.

Правильнее было бы добавить слово "практически", "почти полностью":

Такие города, как Хиросима и Нагасаки, были стерты с лица земли и сейчас на этих землях очень высокий уровень радиации, что делает эти земли совсем непригодными для жизни.      
Старайтесь перепроверять информацию, тем более на этапе подготовки есть возможность что-то прочитать, посмотреть, уточнить.

K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов

При комментировании позиции автора по указанной проблеме исходного текста допущена фактическая ошибка (см. мой комментарий к К2).

Например, когда немцы во время Великой Отечественной войны пускали газ, они травили не только людей, но и всю живность в полях и лесах, начиная с насекомых и заканчивая птицами.
Такие факты во время Великой Отечественной войне, конечно, были, но в тексте В.С. Гроссмана об этом сказано гипотетически.

K5 - Логичность речи: + 1 балл

Автор считает, что война оказывает негативное влияние для всех живых существ и заставляет их приспосабливаться к новым условиям.

Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям.  

Неоправданный повтор одной и той же  мысли (нарушение логики).

Я согласен с мнением автора, каждый день государства создают орудия массового поражения . Яркий тому пример - атомная бомба.
Не нужно бы делать такие широкие обобщения. Слово "каждый" звучит категорично.
Однако животные приспосабливаются к новым условиям. Когда был налет на Рогачев, собаки прятались по укромным местам, а птицы шумели и метались. Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе.          Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям.  
Вы используете слово-маркер противопоставления "однако", а связь между примерами определяете как дополнение (с точки зрения логики, на мой взгляд, это неоправданно).

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Такие города, как Хиросима и Нагасаки, были стерты с лица земли ЗПТ и сейчас на этих землях очень высокий уровень радиации, что делает эти земли совсем непригодными для жизни.
Сложное предложение, перед союзом "и" нужная запятая. В предложении три грамматические основы: 1) "города были стёрты", 2) "уровень (радиации)", 3) "что делает (непригодными для жизни").

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Автор считает, что война оказывает негативное влияние для всех живых существ и заставляет их приспосабливаться к новым условиям.
Нарушение управления. Оказывает влияние (на кого?) на все живые существа.
Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе.  
Нарушение управления. Правильно: образ жизни (чего?) природы.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Все это доказывает идею автора, что война меняет образ жизни всей природе.          Эти два аргумента дополняют друг друга и позволяют Василию Семеновичу прийти к выводу, что война негативно влияет на природу и заставляет ее приспосабливаться к новым условиям.  
Неоправданные повторы.

Итак, вам следует больше внимания уделять комментарию позиции автора (примерам, пояснению примеров, анализу связи между примерами), логике развития мысли (старайтесь избегать неоправданных повторов одной и той же мысли). Если вы хотите получить высокие баллы за сочинение, пишите больше. Всё получится!

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 1
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 0
K5 - Логичность речи : 1
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
Итоговый балл - 15

Возврат к списку