Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Значимость памяти

  • Текст: (1) Жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в п
    (1) Жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века , исключительно
    жестоко обращались с пленными воинами . (2)При случае они продавали их
    в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для
    пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.
    (3)Но чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя
    в рабстве. (4)Они уничтожали память раба страшной пыткой - надеванием на
    голову жертвы шири. (5)Обычно эта участь постигала молодых парней,
    захваченных в боях . (6)Сначала им начисто обривали головы , тщательно
    выскабливали каждую волосинку под корень. (7)К тому времени, когда
    заканчивалось бритьё головы , опытные убойщики-жуаньжуаны забивали
    поблизости матёрого верблюда. (8)Освежёвывая верблюжью шкуру, первым
    долгом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть . (9)Поделив
    выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы
    пленных вмиг прилипающими пластырями - наподобие современных плавательных шапочек. (10)Это и означало надеть шири.
    (11) Тот , кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав
    пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта - раба,
    не помнящего своего прошлого. (12)Выйной шкуры одного верблюда
    хватало на пять-шесть шири.
    (13)После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной
    шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле .
    (14)В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились
    понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле , со
    связанными руками и ногами , на солнцепёке, без воды и пищи. (15)Пытка
    длилась несколько суток. (16)Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленённых попытались бы выручить их, пока они живы. (17)Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.
    (18)Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своём
    погибали под сарозекским солнцем. (19)Шири стискивало, сжимало бритую
    голову раба, подобно железному обручу. (20)Последние испытания сопровождались полным лишением рассудка. (21)Лишь на пятые сутки
    жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. (22)Если
    заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель
    достигнута. (23)Такого поили водой, освобождали от оков и со временем
    возвращали ему силу, поднимали на ноги . (24)Это и был раб-манкурт,
    насильно лишённый памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти
    здоровых невольников. (25)Существовало даже правило - в случае убийства
    раба-манкурта в междоусобных столкновениях выкуп за такой ущерб устанавливался в три раза выше , чем за жизнь свободного соплеменника.
    (26)Манкурт не знал , кто он , откуда родом-племенем, не ведал своего
    имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не
    осознавал себя человеческим существом. (27)Лишённый понимания
    собственного « я », манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым
    рядом преимуществ. (28)Он был равнозначен бессловесной твари и потому
    абсолютно покорен и безопасен. (29)Он никогда не помышлял о бегстве.
    (30)Для любого рабовладельца самое страшное - восстание раба.
    (31)Каждый раб потенциально мятежник. (32)Манкурт был единственным
    в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждения к бунту,
    неповиновению. (33)Он не ведал таких страстей. (34)И поэтому не было
    необходимости стеречь его , держать охрану и тем более подозревать
    в тайных замыслах.
    (35)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев . (36)С другими
    он не вступал в общение. (37)Его помыслы сводились к утолению чрева.
    (38)Других забот он не знал. (39)Зато порученное дело исполнял слепо,
    усердно, неуклонно. (40)Манкуртов обычно заставляли делать наиболее
    грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным
    занятиям, требующим тупого терпения.
    (41)Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой
    вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память , разрушить в нём
    разум, вырвать корни того , что пребывает с человеком до последнего вздоха,
    оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним
    и недоступным для других. (42)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей
    кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту
    сокровенную суть человека. (43)Они нашли способ отнимать у рабов их
    живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех
    мыслимых и немыслимых злодеяний.
    (По Ч . Т . Айтматову*)
    * Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) - кыргызский советский
    и российский писатель
21.02.2025 00:16:27
Автор: Тимур Григорьев

В чём значимость памяти для человека? Такой вопрос поднимает Чингиз Торекулович Айтматов в предложенном для анализа тексте.
    По мнению автора, память даёт людям возможность понимать собственное “я” и осознавать себя человеческим существом.
    Размышляя над поставленным вопросом, автор рассказывает о страшной пытке, которой подвергали рабов жуаньжуаны. Писатель акцентирует своё внимание на том, что при помощи “самого жестокого вида варварства” кочевники уничтожали память людей, попавших в рабство, тем самым превращая их в полностью покорных “бессловесных тварей”. Таким образом, читатель понимает, что принудительное лишение памяти разрушает личность человека и приводит к отсутствию осознания собственного “я”.
    Далее Чингиз Торекулович Айтматов повествует о чудовищной участи каждого манкурта. Он подчёркивает, что этим рабам было чуждо желание побега и возвращения на родину. Они, как собаки, были “абсолютно покорны” и усердно выполняли любое порученное дело. Писатель даёт читателю понять, что разрушение памяти у человека способно разрушить в нём всякие признаки разума.
    Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять, что личность человека во многом основана именно на памяти. Айтматов показывает, что лишение её наносит непоправимый ущерб человеческой натуре.
    Я согласен с автором и считаю, что лишение памяти – одно из самых страшных событий, которое может произойти с человеком. Приведу пример из жизненного опыта. Мой прадедушка перенёс инсульт, одним из последствий которого стала частичная потеря памяти. Когда родственники навещали его в больнице, он не узнавал их, ведь все воспоминания, связанные с семьёй, отсутствовали. Он не мог быть тем же человеком, что и раньше, потому что его личность была основана на жизненном опыте, который напрямую связан с памятью о прошлом. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальность и неповторимость каждого человека заключаются именно в наличии собственной памяти.
    Подводя итог, можно сказать, что память – важнейшее приобретение человека, которое делает его разумной личностью.
Количество слов - 287

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Тимур!

Ваша работа оценена следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Авторская позиция определена и сформулирована корректно, однако с анализом и композицией текста есть довольно серьезные проблемы (см. критерии К2, К5).

K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл

Первый пример указан и пояснен.

Второй пример указан, но отчасти аналогичен первому. Сравните:

Писатель акцентирует своё внимание на том, что при помощи “самого жестокого вида варварства” кочевники уничтожали память людей, попавших в рабство, тем самым превращая их в полностью покорных “бессловесных тварей”...

Они, как собаки, были “абсолютно покорны” и усердно выполняли любое порученное дело.
Получается, что вы, по сути, дважды сказали об одном и том же, что привело к почти одинаковым пояснениям. Поэтому поставить балл за второй пример я не могу.

Что касается связи между примерами, то она не засчитывается не только потому, что у вас указан и пояснен только один пример, но и по причине того, что, когда вы пишете о дополнении, вы должны указывать, что чем дополняется, а в вашей работе нет этой информации.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Есть согласие, обоснование, пример-аргумент. Несмотря на высший балл по этому критерию, всё же советую в следующих работах подробнее объяснять, почему вы солидарны/не согласны с автором, чтобы ваш тезис не представлял собой буквальное повторение авторской позиции (тавтология на уровне смысла может привести к потере баллов по критерию К5).

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

Ошибок нет.

K5 - Логичность речи: + 0 баллов
В чём значимость памяти для человека? Такой вопрос поднимает Чингиз Торекулович Айтматов в предложенном для анализа тексте.
   [Авторская позиция] По мнению автора, память даёт людям возможность понимать собственное “я” и осознавать себя человеческим существом...

Айтматов показывает, что лишение её наносит непоправимый ущерб человеческой натуре.
   [Ваше отношение к авторской позиции] Я согласен с автором и считаю, что лишение памяти – одно из самых страшных событий, которое может произойти с человеком.

Тимур, вас несколько подвела выбранная вами композиция. Несмотря на то что вы можете располагать элементы текста по своему усмотрению, следите за тем, чтобы не было логических нарушений. Если вы внимательно посмотрите на АП (авторскую позицию) и свои тезисы, вы увидите, что ваше обоснование не имеет прямого отношения к абзацу, содержащему АП. Другими словами, вы соглашаетесь не с АП о том, что память дает человеку возможность понимать себя, а с тем, что потеря памяти страшна, что, конечно, напрямую соотносится с авторской позицией, но не является ей.

Далее Чингиз Торекулович Айтматов повествует о чудовищной участи каждого манкурта.
Ваш текст не позволяет понять, является ли раб без памяти и манкурт синонимами. Помните о том, что все сведения о героях, в частности их называния, должны находиться в начале текста.


K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Писатель даёт читателю понять, что разрушение памяти у человека способно разрушить в нём всякие признаки разума.
Тавтология (разрушение - разрушить). Лексическая несочетаемость (разрушить признаки; лучше просто сказать о том, что без памяти человек не может быть разумным).

Писатель даёт читателю понять, что разрушение памяти у человека способно разрушить в нём всякие признаки разума.
Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять, что личность человека во многом основана именно на памяти. Айтматов показывает, что лишение её наносит непоправимый ущерб человеческой натуре.
Местоимение относится сразу к двум существительным (личность и память). Плюс есть повторы.
Айтматов показывает, что лишение её наносит непоправимый ущерб человеческой натуре.
   Я согласен с автором и считаю, что лишение памяти – одно из самых страшных событий, которое может произойти с человеком.

Повторы.

Когда родственники навещали его в больнице, он не узнавал их, ведь все воспоминания, связанные с семьёй, [у него] отсутствовали.
Речевая недостаточность.
Подводя итог, можно сказать, что память – важнейшее приобретение человека, которое делает его разумной личностью.
Неправильное употребление слова без учета его значения/неуместная метафоризация (приобретением обычно называют либо полученные материальные объекты наподобие квартиры или машины, либо процесс получения этих объектов или необходимых навыков).


Тимур, видно, что вы знакомы со структурой сочинения, однако вам стоит уделять больше внимания комментарию исходного текста и композиции вашей работы. Следите также, чтобы у вас не было неоправданных повторов.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 1
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 0
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 3
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
Итоговый балл - 15

Возврат к списку