Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема "народ во время войны"

  • Текст: В. Драгунский. Отрывок из повести "Он упал на траву" (знаменитый текст о лопатах)
    Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

    И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

    Постепенно, день за днем, я узнавал новых людей на трассе. Теперь я уже знал, что вон там, за леском, показывает небывалые рекорды казах Байсеитов — батыр с лицом лукавым и круглым, как сковорода. Ученые говорят, что нависающие веки У азиатов появились для защиты глаз от ветра и солнца. В таком случае Байсеитов защитился особенно надежно. Я его глаз никогда не видел. Две черточки, и все. Но им гордились, его знали все, и я гордился тоже, что знаю его. Я знал также, что слева от меня работает Геворкян, оператор из кино, знаток фольклора и филателист, а с ним рядом Ванька Фролов, голенастый пекарь, белый, словно непроявленный негатив. Вон частушечник, толстый, как сарделька, Сечкин, он любит показывать фотокарточку своих четырех ребят, похожих друг на дружку, точно капельки. Это вот Киселев, печатник, он хворый, грудь болит. Вот неугомонный шестидесятилетний бабник аптекарь Вейсман. Волосатый гигант Бибрик, задумчивый пожарник Хомяков. Масса ополченцев, такая безликая вначале, распалась для меня на сотни частичек — разных, по-разному интересных, построенных на свой манер каждая. Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому — протри глаза!

    В эти дни установилась славная, почти летняя погодка, здесь не было затемнения, налетов не было и бомбежек, не было патрулей, ночных дежурств, и все мы немного оздоровились, подзагорели, налились в мускулах. Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы.
23.09.2020 08:51:40
Автор: Ирина Ларикова

    Каким предстает народ во время войны? Над этой проблемой размышляет В.Ю. Драгунский.
    В данном тексте писатель повествует об ополченцах, которые копали рвы, «неприступные для танков». Рассказчик вместе со своими соотечественниками работали добросовестно и усердно. Неслучайно автор выразительно подчеркивает: «И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие…». Копающие предстают истинными патриотами, которые отдают все силы во имя спасения Родины.
    Автор пишет о том, что весь народ встал на защиту Отечества. Рассказчик окружен людьми разных профессий: «слева от меня работает Геворкян, оператор из кино … Ванька Фролов, голенастый пекарь … частушечник … Сечкин … Киселев, печатник …». Авторская идея состояла в том, чтобы показать сплоченность советских людей.
    Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно раскрывают проблему, поставленную в тексте.
    Итак, Драгунский пишет о единении советского народа во время войны. Таких людей сближала общая цель – защита Родины, победа над фашизмом.
    Я согласна с мнением Драгунского: действительно, люди СССР – братство. Наша нация сильна, и, объединившись, мы смогли отчаянно противостоять немцам.
    О том, каким был русский народ на войне, писали многие авторы. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов перед бородинским сражением почувствовал единение с народом. Это возникает в тот момент, когда герой видит мужиков-ополченцев, работающих на дороге. Они надели белые рубахи, потому что приготовились к смерти в этот решающий для страны день.
    Таким образом, наш народ нередко отличался сплоченностью на судьбоносных войнах.

Количество слов - 230

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.

Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно раскрывают проблему, поставленную в тексте.
Тип связи указан формально, анализ взаимосвязи между примерами отсутствует.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена, но формулировку нельзя назвать безупречной.

Итак, Драгунский пишет о единении советского народа во время войны. Таких людей сближала общая цель – защита Родины, победа над фашизмом.
Советую прописывать позицию автора более убедительно и конкретно. Не бойтесь использовать в сочинении фразы, в которых встречается понятие "позиция автора".

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Я согласна с мнением Драгунского: действительно, люди СССР – братство. Наша нация сильна, и, объединившись, мы смогли отчаянно противостоять немцам.
Во-первых, правильнее было бы заменить  "люди"  словом "народ".

Во втором предложении нелогично использовано слово "нация".


НАЦИЯ - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в  процессе формирования общности их территории, экономических связей,  литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Втрое значение слово - государство, страна.

В Вашем сочинении лексема "нация" употребляется в другом значении, то есть произошла подмена понятия.


О том, каким был русский народ на войне, писали многие авторы.
Мне понятно, почему Вы употребили слово "русский".  С одной стороны, это логично, когда Вы обращаетесь в роману Л.Н. Толстого "Война и мир", но, если посмотреть в общей логике текста, тогда возникает противоречие: в тексте идёт речь о единении народа. Народ СССР, России - это не только русские. Чтобы не задеть чувства людей других национальностей, может быть, правильнее было написать по-другому.

Имеется нарушение абзацного членения.

Несколько скромно выглядит заключение:
 
Таким образом, наш народ нередко отличался сплоченностью на судьбоносных войнах.
 

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Работа не характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя. Имеются речевые ошибки.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: 1

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов перед бородинским сражением почувствовал единение с народом.
Допущена ошибка в названии важного исторического события.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: 0

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балла.

Ошибки: 1

Рассказчик вместе со своими соотечественниками работали добросовестно и усердно.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балла.

Ошибки: 2

Копающие предстают истинными патриотами, которые отдают все силы во имя спасения Родины.
Субстантивированное причастие выглядит в данном контексте, на мой взгляд, неуместно. Нарушение лексической сочетаемости.
Неслучайно автор выразительно подчеркивает: «И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие…». Копающие предстают истинными патриотами, которые отдают все силы во имя спасения Родины.
    Автор пишет о том, что весь народ встал на защиту Отечества.
Неоправданные повторы. Старайтесь избегать повторов (автор - писатель - ФИО автора - мастер слова - публицист....; смотрите информацию об авторе текста).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: Ирина, по моему мнению, Вам следует усилить работу над комментарием. Несмотря на то что  Вы получили  5 баллов, его всё-таки нельзя назвать сильным, глубоким, безукоризненным. Поработайте над речевым оформлением. Помните о том, что нет предела совершенству.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку