Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема уничтожения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
07.09.2020 19:06:00
Автор: Сергей Савельев

   В.Катаев - известный писатель, поэт и драматург. В своем произведении он рассуждает о проблеме уничтожения памятников культуры. Попытаемся глубже изучить данную проблему...
   В тексте, автор повествует о своих воспоминаниях относительно памятника Пушкину на Тверском бульваре. Памятник отлично вписывался в ансамбль бульвара, но спустя время, был уничножен. Этот пример не является единственным в тексте. Автор рассказывает об уникальном памятнике Гоголю, автором которого был Андреев. "...тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ»..." Этот интересный памятник был заменен на другой, ничем не выдающийся - "...памятник, лишённый индивидуальности и поэзии...". Эти примеры, дополняя друг друга, показывают всю сущность проблемы уничтожения памятников культурны.
    Автор сильно переживает утрату памятников. Он привык к знакомому облику города, ему тяжело смириться с тем, что вид Москвы меняется, причем, далеко не всегда в лучшую сторону. "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.Привычка."  "...Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться."
   Моя позиция полностью совпадает с позицией автора. Я очень люблю культуру и историю, поэтому мне тяжело видеть, как с каждым днем исчезают памятники культуры: исторические постройки, памятники. Недавно, я был свидетелем того, как в моем городе подожгли старинный дом с башней. Спустя время, на его месте появился торговый центр. От привычного облика улицы не осталось и следа. По моему мнению, уничтожение памятников культуры и истории недопустимо, ведь, как говорил А.Тегин: "Культура - это память человечества о самом себе"
   Таким образом, мы убедились что уничтожение памятников культуры - очень серьезная проблема, которая актуальна и сегодня. Людям следовало бы ценить окружающее их культурное наследие.
Количество слов - 302

Рецензент: Наталья Боброва

 Здравствуйте, Сергей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 баллов

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен. Пример 2  отсутствует, следовательно, и не пояснён. Допущена фактическая ошибка.

Сергей, несмотря на то что Вы, как может показаться, привели два примера, двух примеров нет. В приведённом примере речь идёт о памятниках Пушкину и Гоголю. Эти памятники были перенесены, но не уничтожены. Обратите внимание на формулировку проблемы: проблема уничтожения. В тексте говорится о двух аспектах уничтожения: о "тягостной эпохе перестановки" и уничтожении ("Незримая всевластная рука ... иные и вовсе сбрасывала с доски"). На второй (главный!) аспект Вы никак не обратили внимания.


Говорить о взаимосвязи между примерами, думаю, не приходится, потому что приведён один пример. Значит, нелогично говорить и об анализе связи.


Не увлекайтесь цитированием. Цитата должна быть уместной, лаконичной.  Можно использовать частичное цитирование. Главное, чтобы это было  уместно, логично и грамматически верно оформлено. С этим у Вас,  Сергей, проблемы (см. К7).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 балла.

Ошибки:

Неудачное вступление

В.Катаев - известный писатель, поэт и драматург. В своем произведении он рассуждает о проблеме уничтожения памятников культуры. Попытаемся глубже изучить данную проблему...
 Какую смысловую нагрузку  несёт первое предложение? Да, ученик должен  указать автора текста, с которым работает, но это точно не нужно делать так. Можно пойти двумя путями:

1) Если формулировка проблемы соответствует формуле "проблема + СУЩ. в Р.п. (в Вашем сочинении использован именно этот способ), то логичнее писать примерно так:

"В.Катаев, известный писатель, поэт и драматург,  рассуждает о проблеме уничтожения памятников культуры".

2) Если проблема формулируется в виде проблемного вопроса, то можно написать так:

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС? Над этим вопросом размышляет известный писатель В. Катаев.

Я очень люблю культуру и историю, поэтому мне тяжело видеть, как с каждым днем исчезают памятники культуры: исторические постройки, памятники.
Смелое утверждение, Сергей, и бездоказательное. Старайтесь избегать такой категоричности. Советую не употреблять местоимение "каждый"!

По моему мнению, уничтожение памятников культуры и истории недопустимо, ведь, как говорил А.Тегин: "Культура - это память человечества о самом себе"  
Как мысль А. Тегина доказывает Вашу мысль? В обосновании нет ничего о необходимости помнить памятники культуры. Есть мысль о любви к памятникам и переживания о том, что тяжело видеть, как уничтожаются памятники.
Я очень люблю культуру и историю, поэтому мне тяжело видеть, как с каждым днем исчезают памятники культуры: исторические постройки, памятники.
Нарушена логика внутри предложения. По-вашему, памятники культуры - это обобщающее понятие (родовое), а исторические постройки и памятники - видовое понятие.
Нелогичный вывод:

Таким образом, мы убедились  что уничтожение памятников культуры - очень серьезная проблема, которая актуальна и сегодня.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.


На сегодняшний день я, к сожалению, не могу сказать, что работа  характеризуется точностью выражения мысли и разнообразием  грамматического строя.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: 0

Описка

уничножен
К8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки: 5

  В тексте, автор повествует о своих воспоминаниях относительно памятника Пушкину на Тверском бульваре.
Ошибка в постановке запятой в простом неосложнённом предложении. В тексте - это обстоятельство места (повествует (где?) в тексте).
Памятник отлично вписывался в ансамбль бульвара, но спустя время, был уничножен.
Спустя время, на его месте появился торговый центр.

Спустя время не является деепричастным оборотом. Деепричастие "спустя", хотя оно и образовано от глагола  "спустить", употребляется здесь в переносном смысле. Оно не выражает  действия, а выступает синонимом предлога "через".

К сожалению, на пунктуационные ошибки не распространяется понятие "типичная ошибка"!

Недавно, я был свидетелем того, как в моем городе подожгли старинный дом с башней.
Запятая не нужна. Слово "недавно" является обстоятельством времени (вводным словом не является).

Таким образом, мы убедились ЗПТ  что уничтожение памятников культуры - очень серьезная проблема, которая актуальна и сегодня.

Запятая в сложноподчинённом предложении.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки: 3

Неверное цитирование в примерах обусловлено ошибочным включением цитаты: нет вводящих слов. Напомню, что прямая речь должна состоять из двух компонентов: слов автора (вводящие слова) и собственно прямой речи.

. "...тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ»..." Этот интересный памятник был заменен на другой, ничем не выдающийся - "...памятник, лишённый индивидуальности и поэзии...".
  "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.Привычка." "...Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться."
Автор сильно переживает утрату памятников.
Нарушение управления. Переживать - непереходный глагол, правильно: переживать ОБ утрате.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балла.

Ошибки: 2

Неоправданные повторы слов.

Автор сильно переживает утрату памятников.
Употребление слова иной стилевой окраски. Лучше сказать так: ... очень переживал

  В тексте, автор повествует о своих воспоминаниях относительно памятника Пушкину на Тверском бульваре. Памятник отлично вписывался в ансамбль бульвара, но спустя время, был уничножен. Этот пример не является единственным в тексте. Автор рассказывает об уникальном памятнике Гоголю, автором которого был Андреев. <...>Автор сильно переживает утрату памятников.  Он привык к знакомому облику города, ему тяжело смириться с тем, что  вид Москвы меняется, причем, далеко не всегда в лучшую сторону.  <...>   Моя позиция полностью совпадает с позицией автора.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 балл

Ошибки: 1

Вы допустили серьёзную фактическую ошибку, утверждая, что памятник Пушкину был уничтожен. Это не так. Памятник был перенесён в другое место.

В тексте, автор повествует о своих воспоминаниях относительно памятника Пушкину на Тверском бульваре. Памятник отлично вписывался в ансамбль бульвара, но спустя время, был уничножен.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым и грамматическим оформлением.

Сергей, в первом абзаце сочинения Вы пишете: "Попытаемся глубже изучить данную проблему...". Следуйте своему совету: анализируйте текст, не "скользите по его поверхности", а внимательно читайте, погружайтесь, пытайтесь понять замысел автора, чтобы избежать фактических ошибок, неверно/неуместно подобранных примеров.

Желаю Вас удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку