Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как на человека влияют изменения в некогда привычных ему вещах?

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
06.09.2020 10:36:24
Автор: Улугбек Рахимов

Как на человека влияют изменения в некогда привычных ему вещах? Именно эту проблему затрагивает автор своим текстом.

В пример автор приводит ситуации, происходившие с памятниками культуры в Москве. В первую очередь, автор говорит о перестановках скульптур Гоголя и Пушкина. Во вторую же, более болезненную и намного сильнее опустошающую очередь, повествует о том как трудно было герою примириться с исчезновением Водопьяного переулка: всех домов, стоявших на нём, библиотеки имени Тургенева, булочной и междугородной переговорной. Герой рассказа болезненно ощущает отсутствие этих произведений искусства на своих местах. Появляется некая пустота, горькая и неприятная, и её потом бывает очень трудно чем-то заполнить. Даже замена этих скульптур похожими, как было со скульптурой Гоголя, или заполнение появившегося пространства чем-то новым уже не поможет. Нельзя просто взять и заменить свою память на другую. Твоя память остаётся всё той же, хоть вокруг тебя уже всё может быть по-другому, и остаётся лишь вспоминать времена, когда ты мог  своими глазами наблюдать те памятники культуры, которых сейчас нет или же они в каком-то другом месте, и мысленно воссоздавать образы тех некогда настолько привычных для тебя вещей.

Автор считает, что это больно и трудно, больно и трудно ходить по тем же местам и ничего там не видеть или же видеть что-то иное. Автор сравнивает это чувство с каким-то странным ощущением знакомой неизвестности, которое иногда приходится чувствовать во сне. Образовавшаяся пустота кажется ему незаконной, противоестественной.

Я, безусловно, согласен с автором и его позицией, ведь нет на земле человека, живущего в постоянно меняющемся обществе и не ощущавшего то же чувство, что и автор. Я и сам ни раз с подобным сталкивался и всякий раз переживал ту боль и пустоту, что возникала в моём сердце. Я понимал, что это теперь лишь воспоминание и моим долгом будет сохранить память о той вещи, что теперь мне не суждено видеть своими глазами.

Отлично раскрывает всю трагичность ситуации пример из книги Распутина "Прощание с Матёрой". Старики и старухи, живущие на Матёре до конца не верят, что всё то, чем они жили всю свою жизнь может так взять и пропасть. Они противятся затоплению острова, потом страдают и грустят, осознавая что теряют, и в конце концов смиряются с этим, пронесся память об этом прекрасном острове до конца жизни. Автор демонстрирует, что же бывает когда "старое дерево пересаживают" и как же больно расставаться с такими, казалось бы, обыденными и привычными вещами.

Но привычные некогда вещи, которые теряем, не всегда должны быть материальными. Это могут быть и такие явления как власть. О боли от такой потери можно прочитать в книге Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В ней рассказывается о старом барине, сын которого знал, что отец не переживёт новости об отмене крепостного права и поэтому подговорил мужиков притворяться его крепостными за определённую награду. Этот пример хоть и не так очевиден, но всё же имеет место быть, ведь власть это тоже привычная для некоторых вещь, которая может присутствовать в их жизни с самого рождения. Следовательно, что и её потеря может быть для некоторых очень большой трагедией.

В заключение всего вышесказанного хочу сказать, что неважно, что именно мы теряем, ведь для каждого потеря может заключаться в разном, важно тут лишь то, что любую потерю чего-то доныне привычного мы все переживаем с большим трудом и единственная наша цель в таких ситуациях это оставить в своей голове воспоминания об этих вещах и беречь эти воспоминания как зеницу ока.
Количество слов - 541

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 4 балла

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами  определена не верно, не проанализирована. Здесь очевидна причинно-следственная связь: уничтожение памятников культуры привело к тому, что автор ощущает пустоту, с которой не возможно примириться

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Главная мысль текста - это некое поучительное суждение, мораль, оценка. В той позиции, которую Вы написали, видна лишь констатация факта. А к чему призывает автор? Он считает, что беречь памятники культуры.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Ввиду обнуления К3 снят балл за К4. Учтите, что нужно приводить лишь один пример, подкрепляющий тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

В первую очередь, автор говорит о перестановках скульптур Гоголя и Пушкина. Во вторую же, более болезненную и намного сильнее опустошающую очередь, повествует о том как трудно было герою примириться с исчезновением Водопьяного переулка: всех домов, стоявших на нём, библиотеки имени Тургенева, булочной и междугородной переговорной.
1) Наречное выражение В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ не обособляется. В Вашем тексте эта конструкция сближена с вводной, поэтому за ошибку не считаю. Лучше употреблять вводные слова "во-первых", "во-вторых". Они точно обособляются.

2) Нужна запятая перед КАК.

3) Вместо двоеточия нужна запятая. Это не обобщающее слово.

Даже замена этих скульптур похожими, как было со скульптурой Гоголя, или заполнение появившегося пространства чем-то новым уже не поможет.
4) Вставную конструкцию нужно обособлять тире или заключать в скобки.
Старики и старухи, живущие на Матёре до конца не верят, что всё то, чем они жили всю свою жизнь может так взять и пропасть.
5) Недостает запятой после причастного оборота.
6) Нужна запятая после ЖИЗНЬ (придаточное).

Другие ошибки я  выделила цветом. Вам нужно серьезно работать над пунктуационным оформлением текста!
Они противятся затоплению острова, потом страдают и грустят, осознавая что теряют, и в конце концов смиряются с этим, пронесся память об этом прекрасном острове до конца жизни.
Это могут быть и такие явления как власть.
Этот пример хоть и не так очевиден, но всё же имеет место быть, ведь власть это тоже привычная для некоторых вещь, которая может присутствовать в их жизни с самого рождения.
В заключение всего вышесказанного хочу сказать, что неважно, что именно мы теряем, ведь для каждого потеря может заключаться в разном, важно тут лишь то, что любую потерю чего-то доныне привычного мы все переживаем с большим трудом и единственная наша цель в таких ситуациях это оставить в своей голове воспоминания об этих вещах и беречь эти воспоминания как зеницу ока.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Следовательно, что и её потеря может быть для некоторых очень большой трагедией.
1) После вводного слова не требуется союз ЧТО,

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Именно эту проблему затрагивает автор своим текстом.
1) Именно эту проблему ставит автор.

Именно эту проблему затрагивает автор своим текстом.

В пример автор приводит ситуации, происходившие с памятниками культуры в Москве.
2) Повтор.
Во вторую же, более болезненную и намного сильнее опустошающую очередь, повествует о том как трудно было герою примириться с исчезновением Водопьяного переулка: всех домов, стоявших на нём, библиотеки имени Тургенева, булочной и междугородной переговорной.
3) Очередь не может быть болезненной, опустошающей. Это ощущения человека.

Герой рассказа болезненно ощущает отсутствие этих произведений искусства на своих местах.
4)  Улицы, переулки, библиотеки не произведения искусства, а культурные объекты.

Нельзя просто взять и заменить свою память на другую.
5) Память нельзя заменить на другую. Невнятная мысль.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Отлично раскрывает всю трагичность ситуации пример из книги Распутина "Прощание с Матёрой".
Нужно указывать инициалы писателя!

Общие рекомендации: следует уделить внимание таким частям сочинения, как комментарий. позиция автора, собственная позиция, необходимо тщательно работать над речевым оформлением текста.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку