Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
04.07.2020 12:02:39
Автор: Евгений Матюнин

   Люди часто лгут и обычно эта ложь - эгоистична. Но могут ли её использовать в добрых целях, ради помощи или защиты близких? Автор размышляет о проблеме лжи во благо.
   Из предложений 17-22 и 25-29 видно, что Иван врёт своей матери ради того, чтобы она не беспокоилась за него. А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта. "Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн. Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее. Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей.
   Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
   Я согласен с позицией автора. Во многих фильмах встречаются ситуации, когда человек не может сказать правду, так как она нанесёт вред другому, и поэтому приходится лгать.
   Некоторые люди готовы сделать всё ради родных и любимых, даже если близким придётся нагло врать. Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку. Поэтому прежде, чем врать во благо надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже.
Количество слов - 276

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Евгений!

Порадовать вас нечем: много баллов за подобное сочинение поставить не смогу. Хоть проблему вы определили правильно, грамотно прокомментировать ее, к сожалению, не сумели. Примеры вы привели настолько сумбурно и непоследовательно, что непонятно - один это пример или два. Примеры следует четко разграничивать: сначала прокомментировать эпизод, в котором Иван лжет матери. Потом, с красной строки, рассказать о втором эпизоде - о реакции матери на эту ложь. Тогда вам засчитают два примера. А вы слепили все в один абзац, не отделили эпизоды друг от друга, поэтому засчитан только один пример. Балл за связь между примерами вы тоже не получаете, потому что неясно, что именно дополняет друг друга.

В позиции автора нет четкого ответа на поставленный во вступлении проблемный вопрос. То ли автор одобряет ложь во благо, то ли нет - непонятно из абзаца с позицией автора. Это значит, что вы не разобрались в проблеме, не поняли, что именно автор думает относительно заданного вами вопроса.
Автор считает, что ложь бывает полезной, если она используется во благо людей. Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения". Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
Нужно было в позиции автора оставить только конкретный ответ на вопрос (выделен синим), все остальное - вставить в комментарий.

Балл за собственную точку зрения не получаете, так как не привели пример в качестве аргумента к тезису. Фраза "Во многих фильмах встречается ситуация" - неконкретна. Пишите, в каком именно фильме изображается какая именно ситуация.

Кроме недостатков содержательной части, баллы теряются из-за ошибок.


Пунктуация:
Люди часто лгут ЗПТ и обычно эта ложь - эгоистична.
Тире в этом предложении не обязательно, а вот запятая - обязательна!
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним.
Лишняя запятая.
"Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает" - пишет А. И. Куприн.
Не хватает запятой после прямой речи.
Но при этом пишет - "Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения".
Неверная пунктуация при прямой речи.
Поэтому прежде, чем врать во благо ЗПТ надо подумать, правда ли это поможет или сделает только хуже.

Грамматика:
Но могут ли её использовать в добрых целях, ради помощи или защиты близких?
нарушение в конструкции с однородными членами.
А также, хочет подарить ей надежду на хорошее будущее вместе с ним. Даже если это просто несбыточная мечта.
Неоправданный разрыв сложного предложения.


Речь:
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что человек может лгать не только ради себя, но и ради других людей.
В тексте Куприна никто не лгал ради себя. Вы неточно выражаете мысли, искажаете содержание текста.
Куприн говорит нам о том, что если человек узнает об этой лжи и заговорит про неё, то она может испортить отношения людей.
Повторы, речь бедная, конструкции однообразные.
Но не всегда эта ложь может и вправду помочь человеку.
Разговорное слово.

Фактическая точность:
Даже при том, что они оба знали о лжи друг друга, Ваня и его мать не хотели рушить ту уютную атмосферу, когда Иван приходил к своей матери и рассказывал про "свою" жизнь и про хорошее будущее.
Мать подыгрывала сыну, не уличала его во лжи, но разве сама она лгала? И разве Иван чувствовал, что мать видит его ложь? Куприн не пишет об этом.

Евгений, в оставшееся до экзамена время советую почитать на нашем сайте отличные сочинения и посмотреть, что можно из них взять в качестве образца. Отсортируйте сочинения по уже знакомому вам тексту Куприна , выберите работы, оцененные на высокие баллы, и проанализируйте их. На самом экзамене тщательно проверьте пунктуацию, постарайтесь добавить выразительности. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку