Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения людей к чужим бедам

  • Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...

    (1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

    (3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

    (5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

    (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

    (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

    (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

    — А у тебя тут какие новости?

    — (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

    (12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

    — (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

    — (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

    — (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

    — (22)По радио, что ль, слыхали?

    — (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...

    — (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

    — (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

    — (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

    — (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

    — (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

    — (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

    — (45)И вы ей подали?

    — (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

    — (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

    — (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

    — (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

    — (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

    — (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

    — (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

    — (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

    — (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

    — (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

    — (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

    — (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

    (70)Баба Дуня недолго подумала.

    — (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

    (73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

    (75)А внук объяснял:

    — Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

    — (82) Она слезьми кричала...

    — (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

    — (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

    — (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

    — (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

    — (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

    — (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

    — (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

    — (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

    — (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...

    (111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

    — (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

    (114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

     

    (По Б. Екимову)

01.07.2020 16:12:50
Автор: Олег Заплатин

      В предложенном для анализа тексте Б.Екимовым поставлена проблема отношения людей к чужим бедам.
       Автор строит свои рассуждения на основе разговора бабы Дуни и внука, приехавшего к ней в деревню погостить. В процессе диалога внук узнает, как бабушка подала милостыню мошеннице, совравшей, что ее дом в Кардабоне был разрушен вулканом. Баба Дуня дала деньги незнакомой женщине даже не удостоверившись в правдивости ее истории. Бабушка не могла даже представить, что человек может пойти на обман ради собственной выгоды. Она от всего сердца хотела помочь пострадавшей женщине. Этот пример показывает отзывчивость и сострадание бабы Дуни по отношению посторонним людям.
        Далее, противопоставляя второй пример первому, писатель для сравнения акцентирует внимание на мнении внука по поводу случившегося: "Притворилась, да и все. Пять минут поплакала и заработала." Мальчик не поверил в историю мошенницы и не придал значения ее слезам. В данном случае он оказался прав, потому что вымышленного города  на карте нет. Однако в его словах  прослеживается черствость. Из          данного примера читатель может понять, что внук относится к людям с недоверием и равнодушием.
         Позиция автора такова: люди должны помогать  и доверять друг другу, иначе они перестанут быть людьми.
         Я согласен с мнением писателя. Мне кажется, что каждый человек обязан быть всегда готовым  протянуть руку помощи нуждающемуся. Именно таким качеством обладает Матрена из  произведения Солженицина "Матренин двор". Она бескорыстно помогала соседям, недолюбливающим ее, работала в колхозе и даже вышла замуж только потому, что в семье жениха не хватало рабочих рук.
          Таким образом, можно сделать вывод, что люди должны относиться к чужим проблемам с пониманием и сочувствием, а также быть готовыми помочь любому человеку, оказавшемуся в беде.
Количество слов - 258

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Олег!

Хорошее, грамотное сочинение. Проблема определена верно, комментарий развернутый, речь выразительная.

Однако в сочинении прослеживается логический диссонанс.

Посмотрите, как строится ваше рассуждение:

Проблема отношения людей к чужим бедам.
----- ТАК -----
Баба Дуня проявляет отзывчивость и сострадание к чужим бедам.
----  НО ------
Внук относится к людям с недоверием и равнодушием.
---- ПОЭТОМУ, ТАКИМ ОБРАЗОМ-----
Позиция автора: люди должны помогать друг другу.

Вы видите, что позиция автора не вытекает из комментария? Вы пишете о равнодушии внука, но не показываете, что автор на стороне бабы Дуни. Получается, позиция автора вставлена в рассуждение непоследовательно, она не вытекает из комментария. Чтобы избежать этой логической ошибки, нужно в комментарии, в пояснении ко второму примеру, четко расставить акценты: читателю становится понятно, что автор сочувствует бабе Дуне, а позиция внука писателю не близка...

К другим ошибкам:
В процессе диалога внук узнает, как бабушка подала милостыню мошеннице, совравшей, что ее дом в Кардабоне был разрушен вулканом.
вместо КАК правильнее употребить ЧТО, совравшей - разговорное слово.
Баба Дуня дала деньги незнакомой женщине ЗПТ даже не удостоверившись в правдивости ее истории.
Не выделен деепричастный оборот.
Именно таким качеством обладает Матрена из  произведения Солженицина "Матренин двор".
Солженицын пишется через Ы.
Она бескорыстно помогала соседям, недолюбливающим ее, работала в колхозе
уместнее использовать форму прошедшего времени: недолюбливавшим.

Олег, будьте чуть внимательнее к мелочам, более последовательно стройте рассуждение, и сможете получить достойнее баллы за сочинение. Удачи!







Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку