Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что война делает с людьми?

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

30.06.2020 07:43:48
Автор: Евгений Матюнин

  Война - одно из самых страшнейших событий, что может произойти с человечеством, которое наносит как физическую боль, так и психологическую. В представленном отрывке Астафьев размышляет о том, что же война делает с людьми?
  Этим вопросом задаются многие и в тексте некоторые моменты показывают, что может произойти с человеком. В предложениях 3-8 и 21-26 видно, что из-за злости и гнева солдату уже неважно в плену враги или нет. Он просто хочет отомстить за родных и друзей, и ему неважны последствия. Люди на войне сталкиваются с невероятными ужасами, из-за которых человек теряет рассудок. Но на войне кроме душевной боли испытывают также и физические страдания. "И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки." Для многих людей такая боль проходит легче, ведь раны могут зажить, а вот страдания в душе никогда не уйдут. Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий.
  Автор очень детально описывает ужасы войны, пытаясь донести до читателя мысль о том, что на войне происходят страшные вещи, меняющие людей до неузнаваемости.
  Я согласен с автором в том, что на войне происходят кошмарные события, которые меняют людей навсегда. Мой прадедушка рассказывал мне, что во время войны потерял много родных и близких и до сих пор вспоминает о них с печалью в сердце.
  В заключении хочу сказать, что кем бы ты ни был, война нанесёт тебе непоправимый урон и оставит отпечаток на сердце, на всю жизнь.
  
Количество слов - 245

Рецензент: Наталья Шилова
   Добрый вечер, Евгений.
  Ваша работа позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.  Вы  верно сформулировали проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли. В комментарии даны пояснения к двум приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними.  Кроме того, лично мне не хватает глубины проникновения в текст. На мой взгляд,  в сочинении по данному отрывку  нужно  писать не только о том, что война заставляет мстить за  погибших  родных и близких, но и том, что в жесточайших условиях  люди проявляют милосердие к пленным врагам.
  Также советую Вам  более точно выражать свои мысли. Например, Вы пишите:
Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий.
Однако разрушеные города и села или расставание с любимыми, ушедшими на фронт, например, не принося физической  боли,  заставляют испытывать душевные муки.  Формулировка позиции автора тоже, на мой взгляд,  требует более точного  словоупотребления:
... на войне происходят страшные вещи, меняющие людей до неузнаваемости.
Что за страшные вещи? Как они меняют людей? Уверяю, эксперту будет не хватать конкретики.

Анализируя практическую грамотность, обращаю Ваше внимание на следующие ошибки:
пунктуационные:
В представленном отрывке Астафьев размышляет о том, что же война делает с людьми? (в конце СПП нужна точка),
Этим вопросом задаются многие и в тексте некоторые моменты показывают ... ( между частями ССП нужна запятая),
... солдату уже неважно в плену враги или нет. ( между частями СПП нужна запятая),
Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий ( В  СПП с однородным подчинением запятая не нужна , так как есть союз "И")
... что кем бы ты ни был, война нанесёт тебе непоправимый урон ( в ситуации  "стык союзов" нужна запятая - задание 20 теста ЕГЭ)
грамматические:
одно из самых страшнейших событий  (ошибочное образование формы прилагательного -   из самых СТРАШНЫХ...),
В предложениях 3-8 и 21-26 видно (нарушение управления - из предложений .видно... ),
страдания в душе никогда не уйдут (нарушение управления  - из души не уйдут),
речевая:
боль проходит легче ... (нарушение   лексической сочетаемости  - боль проходит быстрее...)
В целом сочинение  удачное. Евгений, старайтесь более точно и конкретно выражать мысли, избегайте  сложных синтаксических конструкций с трудной пунктуацией, и у Вас все получится.  Удачи на экзаменах.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку