Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Что война делает с людьми?
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Этим вопросом задаются многие и в тексте некоторые моменты показывают, что может произойти с человеком. В предложениях 3-8 и 21-26 видно, что из-за злости и гнева солдату уже неважно в плену враги или нет. Он просто хочет отомстить за родных и друзей, и ему неважны последствия. Люди на войне сталкиваются с невероятными ужасами, из-за которых человек теряет рассудок. Но на войне кроме душевной боли испытывают также и физические страдания. "И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки." Для многих людей такая боль проходит легче, ведь раны могут зажить, а вот страдания в душе никогда не уйдут. Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий.
Автор очень детально описывает ужасы войны, пытаясь донести до читателя мысль о том, что на войне происходят страшные вещи, меняющие людей до неузнаваемости.
Я согласен с автором в том, что на войне происходят кошмарные события, которые меняют людей навсегда. Мой прадедушка рассказывал мне, что во время войны потерял много родных и близких и до сих пор вспоминает о них с печалью в сердце.
В заключении хочу сказать, что кем бы ты ни был, война нанесёт тебе непоправимый урон и оставит отпечаток на сердце, на всю жизнь.
Ваша работа позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ. Вы верно сформулировали проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли. В комментарии даны пояснения к двум приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними. Кроме того, лично мне не хватает глубины проникновения в текст. На мой взгляд, в сочинении по данному отрывку нужно писать не только о том, что война заставляет мстить за погибших родных и близких, но и том, что в жесточайших условиях люди проявляют милосердие к пленным врагам.
Также советую Вам более точно выражать свои мысли. Например, Вы пишите:
Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий. |
... на войне происходят страшные вещи, меняющие людей до неузнаваемости. |
Анализируя практическую грамотность, обращаю Ваше внимание на следующие ошибки:
пунктуационные:
В представленном отрывке Астафьев размышляет о том, что же война делает с людьми? (в конце СПП нужна точка), Этим вопросом задаются многие и в тексте некоторые моменты показывают ... ( между частями ССП нужна запятая), ... солдату уже неважно в плену враги или нет. ( между частями СПП нужна запятая), Но если бы на войне не было физической боли, и люди не умирали, то не было бы и душевных страданий ( В СПП с однородным подчинением запятая не нужна , так как есть союз "И") ... что кем бы ты ни был, война нанесёт тебе непоправимый урон ( в ситуации "стык союзов" нужна запятая - задание 20 теста ЕГЭ) |
одно из самых страшнейших событий (ошибочное образование формы прилагательного - из самых СТРАШНЫХ...), В предложениях 3-8 и 21-26 видно (нарушение управления - из предложений .видно... ), страдания в душе никогда не уйдут (нарушение управления - из души не уйдут), |
боль проходит легче ... (нарушение лексической сочетаемости - боль проходит быстрее...) |