Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема нравственного выбора
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к описанию ситуации из жизни героя, который украл полбуханки хлеба, пока никто не видел:«Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.» Этот пример свидетельствует о том, что порой человек делает выбор в пользу самого себя, не думая о других. А ведь хлеб во время войны был на вес золота, и полбуханки могли бы разделить между собой товарищи героя. Однако впоследствии тот пожалел о том, что совершил, и хотел бы вернуть все назад, как было:«Теперь я и не искал оправданий. Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!» Эти слова показывают, что иногда бывает уже поздно исправлять свои ошибки, и тогда приходит сожаление о содеянном. Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, делающий выбор ради собственной выгоды, может навлечь беду как на себя, так и на окружающих.
Владимир Тендряков считает, что важность нравственного выбора в жизни человека очень велика.
Я согласна с мнением автора. Действительно, нравственный выбор делают люди исходя из своих жизненных убеждений и моральных качеств. Сразу вспоминается история из моей жизни, когда я помогла совсем старому дедушке, у которого к тому же была больная нога, донести тяжелые сумки до дома. Неизвестно, помог бы кто-нибудь ему, если не я. Важно то, какой выбор делаем мы сами, помочь человеку или пройти мимо, спрятать себе побольше еды, или поделиться с другими.
В заключении хочется сказать, что нравственный выбор определяет человека. Потому так важно хорошенько оценить ситуацию, и подумать, прежде чем делать какой либо выбор, чтобы потом не стыдиться окружающих и не жалеть о том, что сделал.
Ваше сочинение в целом соответствует критериям ЕГЭ, но есть позиции, которые следует отработать.
Начнем с формулировки проблемного вопроса:
Какова важность нравственного выбора в жизни человека? |
Далее. Комментируя проблему, вы почему-то заострили внимание на одном эпизоде из жизни рассказчика, ни слова не сказав о последующей его жизни, о попытках исправить ситуацию. Проявляя храбрость и выбирая самые трудные задания в попытке загладить вину, герой тоже совершает нравственный выбор. Ограничившись только одним эпизодом, вы сделали поверхностный анализ, рассуждение нельзя назвать глубоким, развернутым. По сути, вы показали тоько одну ситуацию нравственного выбора, когда герой сделал ошибку, а другую ситуацию упустили. И пишете потом, что "примеры дополняют друг друга". Это же на самом деле один пример!
Даже если мягко подойти к оцениванию и посчитать, что вы описываете два эпизода, все равно связь между ними обозначена неверно. Они не дополняют друг друга, а находятся в причинно-следственных отношениях.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, делающий выбор ради собственной выгоды, может навлечь беду как на себя, так и на окружающих. |
Владимир Тендряков считает, что важность нравственного выбора в жизни человека очень велика. |
К другим ошибкам:
Орфография:
В заключении хочется сказать, что нравственный выбор определяет человека. |
Потому так важно хорошенько оценить ситуацию, и подумать, прежде чем делать какой либо выбор, чтобы потом не стыдиться окружающих и не жалеть о том, что сделал. |
Пунктуация:
Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте, В.Ф.Тендрякова. |
Важно то, какой выбор делаем мы сами, помочь человеку или пройти мимо, спрятать себе побольше еды, или поделиться с другими. |
Потому так важно хорошенько оценить ситуацию, и подумать, прежде чем делать какой либо выбор, чтобы потом не стыдиться окружающих и не жалеть о том, что сделал. |
Речь:
Сразу вспоминается история из моей жизни, когда я помогла совсем старому дедушке, у которого к тому же была больная нога, |
В заключении хочется сказать, что нравственный выбор определяет человека. |
Итак, Надежда, поработайте еще над составлением комментария и более тщательно проверяйте сочинение на ошибки.