Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Месть и сохранение человечности.

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

29.05.2020 20:23:52
Автор: Петр Сергеевич

Война безвозвратно уносит жизни родных и близких. Человек, утративший свою любовь, семью, никогда не простит врага, его сердце наполняется болью, а ясная голова затуманивается. Остается лишь одно желание – отомстить врагу. Но останешься ли ты после этого человеком? Утихнет ли после этого душевная боль? Эти вопросы поднимает В. Астафьев в отрывке одного из своих произведений.

Автор изображает солдата, который потерял всё. Исполненный ярости солдат готова отплатить врагу тем же, лишив его жизни. Можно подумать, что любой поступил бы так же. Непонятно, почему лейтенант Костяев пытается спасти немцев, не боясь за свою жизнь: «Борис упал на пленных, сгребаю их под себя, вдавливая в снег». Автор показывает, что, расстреляв беззащитных пленных, ты не вернёшь своих родных, а лишь возьмёшь большой грех на душу, ведь пленные – такие же люди, у которых есть семьи, которые уже не способны причинить вред.

Продолжая эту идею, Астафьев пишет: «И раненые, хоть наши, хоть исчужа...». Эти слова подтверждают, что в какой-то момент между противником и союзником стираются границы, все объединены одной болью и страхом перед лицом смерти.

Учитывая эти два примера, становится понятной позиция автора. По его мнению, месть не заглушает боль утраты. В любой ситуации в первую очередь нужно оставаться человеком. А пленных немцев ждёт и без того суровое наказание.

Несмотря на то, что затронутая проблема очень сложна для рассуждения, я согласен с позицией автора. Месть, расстрел пленных не избавят человека от душевной боли. Конечно, я не имею права оправдывать фашистских захватчиков или осуждать защитников нашей Родины, но стоит различать врага с автоматом в руках и беззащитного пленного.

Чтобы убедиться в моих словах, можно вспомнить отрывок книги «Тихий Дон» Михаила Шолохова, когда большевик Подтёлков безжалостно рубит белых пленных, лишает их жизни лишь потому, что они - его идейные противники. Этот поступок вызывает ненависть у Григория и даже заставляет его перейти на сторону белых.

В заключение можно сделать вывод, что война – это очень жестокое и противоречивое время, когда каждый должен сделать сложный моральный выбор. Однако уподобление противнику, убийство беззащитных - лишают солдата человечности.
Количество слов - 341

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Петр Сергеевич!

Мне понравилось ваше сочинение по этому довольно сложному тексту. Вы правильно определили одну из главных проблем, поднимаемых в тексте, грамотно сформулировали проблемные вопросы (и даже то, что их два, не послужило препятствием для логики рассуждения), выстроили глубокий комментарий, привели убедительный пример  обоснование собственной точки зрения. Молодец!

По-прежнему теряете балл по критерию К2 за отсутствие указания на взаимосвязь между примерами. "Учитывая примеры" - это не связь! Виды связи: сопоставление, дополнение, противопоставление, вопрос-ответ, причниа -следствие,  выделение, пояснение и т.п.

Речевые шероховатости:

нарушения точности выражения мысли:
Человек, утративший свою любовь,
слово ЛЮБОВЬ не обязательно означает человека, можно утратить любовь как чувство, при этом все остаются живы. Здесь уместнее было бы употребить выражение "потерявший любимых".
Автор показывает, что, расстреляв беззащитных пленных, ты не вернёшь своих родных, а лишь возьмёшь большой грех на душу, ведь пленные – такие же люди, у которых есть семьи, которые уже не способны причинить вред.
Из-за повтора конструкции возникает двусмысленность: кажется, будто семьи не способны причинить вред.
Продолжая эту идею, Астафьев пишет:
Идею нельзя продолжить, ее можно развить: развивая эту идею, Астафьев...

Грамматика:
Учитывая эти два примера, становится понятной позиция автора.
Ошибка в конструкции с деепричастным оборотом. Позиция не может учитывать примеры. Классическая ошибка из дадания 8 теста ЕГЭ, повторите его.

Пунктуация:
Исполненный ярости ЗПТ солдат готова отплатить врагу тем же, лишив его жизни.
В данном случае определение имеет обстоятельственный оттенок значения, поэтому ставится запятая после него.
Несмотря на то, что затронутая проблема очень сложна для рассуждения,
Запятая внутри составного союза не ставится.
Однако уподобление противнику, убийство беззащитных - лишают солдата человечности
Тире не нужно.

Итак, Петр Сергеевич, продолжайте тренироваться, до заветных 24 баллов осталось совсем чуть-чуть!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку