Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Влияние войны на отношения между людьми разным национальностей

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

29.05.2020 20:23:20
Автор: Денис Рачков

      Как война влияет на отношения между людьми разных национальностей? Этот вопрос поднимает В. Астафьев в отрывке из произведения "Пастух и пастушка".
      Война - тяжёлое время для каждого. Особенно нелегко, когда она забирает жизни близких людей. Тогда человека переполняет ненависть, он винит в их смерти весь воюющий по другую сторону народ. В подтверждение этому Астафьев повествует о солдате, родных которого сожгли немцы. Автор передаёт его эмоциональное состояние и всю ненависть к фашистам с помощью восклицательных предложений:"Я их тыщу...Тыщу кончу!". Сама Земля негодует от такой несправедливости: "...подпрыгивал так, будто подбрасывало его землею".
      Однако бывают случаи, когда война наоборот, сплачивает людей. Важно понимать, что война в первую очередь идет между государствами, а не людьми, и является следствием политического конфликта, в котором человек - лишь орудие для его разрешения. И именно такое сплочение показывает автор, описывая происходящее в одном из разбитых домов. Военный врач "перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя - свой или чужой". Ему помогает один легкораненый немец, а с другим немцем старший сержант делится цигаркой. У них нет разделения на свой и чужой,русский и немец; их человечность смыла эту границу между разными народами.
      Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга. Я согласен с Астафьевым, ведь война, как и любое другое испытание в нашей жизни (незаслуженное увольнение, разногласие в семейной жизни и многое другое), может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест. Но в трудную минуту важно помнить одно - какой бы ни был человек,к какой нации он бы ни принадлежал, он всегда в первую очередь остаётся человеком.
Количество слов - 268

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Денис!

В этот раз не очень удачной, на мой взгляд, оказалась формулировка проблемного вопроса. Вы сделали акцент на сплочении людей разных национальностей, но ведь текст не об этом. Речь идет не о сплочении, а о милосердии к пленным, о проявлении человечности к врагам как со стороны бойцов, так и со стороны врачей. Вряд ли помощь лекгораненого немца можно назвать стремлением к сплочению...

Рассуждая о сплочении, вы притягиваете примеры к проблеме, это очень чувствуется. Возможно, вы и сами это ощущали, когда писали работу. В таком случае нужно остановиться и попробовать по-другому сформулировать проблемный вопрос. При правильной проблеме примеры ЛЕГКО включаются в логическую схему, их не нужно притягивать.

Сам вопрос, сформулированный вами, довольно неудобный, поскольку не содержит морального аспекта. Я рекомендую формулировать вопрос со словами "должен", "можно", "нужно". Такая конструкция позволяет логично выстроить рассуждение, внятно ответить на проблемный вопрос через позицию автора и без повторов выразить собственный тезис. Посудите сами:
вот ваша схема
Как война влияет на отношения между людьми разных национальностей?
ответ автора:
война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.
ваш ответ:
война может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест.
Вы видите повтор? Да и без повтора вопрос предполагает однозначный ответ: война по-разному влияет на отношения. Логическим упущением считаю и то, что в ответах вы уходите от ключевых слов - "люди разных национальностей". Невозможность выстроить логичное рассуждение в заданном проблемном поле - свидетельство того, что проблема сформулирована неточно.

Я же предлагаю сформулировать вопрос несколько иначе:
Должны ли люди проявлять человечность по отношению к врагам?

Отвечая на этот вопрос, вы (вслед за автором) говорите сначала, что часто война ожесточает людей, они становятся одержимыми местью (пример про солдата в маскхалате), затем отмечаете, что многие люди даже на войне продолжают оставаться людьми, проявляют человечность к врагам, к пленым и раненым (пример про врачей). Автор считает, что именно так и нужно поступать - вот ответ на вопрос. Я согласен, действительно, война не должна лишать людей человеческого достоинства и искажать моральные ценности. И свой пример к этому тезису.

Кстати, вы время от времени в комментарии говорите о человечности, потому что эпизоды, которые вы анализируете, именно о ней, и вы невольно ставите эту проблему.

Денис, попробуйте при работе над следующим сочинением по тексту повествовательного типа использовать формулу:
О чем этот текст? Что об этом говорит автор (в моральном аспекте)? Кто в центре внимания автора? Это положительный персонаж? Если да - нужно делать так, как он. Если нет - нельзя делать так, как он.

Эта короткая логическая цепочка позволит более точно определить главную проблему и подобрать подходящие примеры к комментарию.

Сейчас балл за проблему вам ставлю, т.к. такая проблема в тексте поднимается, но, к сожалению, вы теряете баллы за логику.

К другим ошибкам.
Сама Земля негодует от такой несправедливости: "...подпрыгивал так, будто подбрасывало его землею".
Денис, ваша метафора о негодовании Земли неуместна. Почему Земля с большой буквы? Имеется в виду Земля как космический объект? Как, например, в предложении "Юрий Гагарин облетел вокруг Земли"?  Это странно звучит, смысл ускользает. И вообще - почему это земля негодует? Содлат подпрыгивает оттого, что его трясет из-за нервного напряжения, у человека приступ, срыв, истерика, конвульсии. Ваше желание приукрасить текст цветистой фразой снова сработало против вас. Проще, яснее пишите.
Я согласен с Астафьевым, ведь война, как и любое другое испытание в нашей жизни (незаслуженное увольнение, разногласие в семейной жизни и многое другое), может либо сплотить людей, либо поставить на их отношениях крест.
Необоснованное расширение проблемы. Отношения между враждующими народами на войне и отношения между начальником и подчиненным, между супругами нельзя ставить в один ряд, это несопоставимые понятия. Переходя в область отношений вообще, вы уходите от проблемы, рассуждение становится неубедительным. В собственном тезисе нужно рассуждать строго в рамках заданной проблемы, используя те же ключевые слова, что и в предыдущем рассуждении. Кроме того, в примере вы говорите об очевидных вещах, которые и так понятны и не вызывают разногласий.

Орфография:
Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.
СплОтить - плОтный (слово сплачивать нельзя считать проверочным, т.к. безударные гласные в корнях глаголов нельзя проверять глаголами с суффиксами -ыва, -ива).

Пунктуация:
Однако бывают случаи, когда война наоборот, сплачивает людей.
Сопоставляя эти два примера, мы понимаем авторскую позицию: война может как сплатить людей, так и наоборот, настроить их друг против друга.

Вводное слово, требует обособления с двух сторон.

Но в трудную минуту важно помнить одно - какой бы ни был человек,к какой нации он бы ни принадлежал, он всегда в первую очередь остаётся человеком.
Вот вставить бы сюда слово ДОЛЖЕН - должен оставаться человеком - и был бы прекрасный тезис, подходящий к главному проблемному вопросу.

Балл за речь снижаю из-за повторов.

Итак, Денис, замечаний в этот раз меньше, чем по прошлым сочинениям, вы исправляетесь, это радует. Теперь всерьез займитесь поиском удобной для рассуждения проблемы и построением логичной схемы сочинения в целом. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку