Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



15.05.2020 22:45:25
Автор: Наталья Иванова

      Текст русского советского писателя Бакланова  посвящается проблеме трусости на войне.
       Проблема раскрывается на примере повествования автора о Долговушине, которого взялся воспитывать старшина Понамарёв, после перевода солдата. Старшина вместе со своим учеником отправились на наблюдательный пункт. До конца их пути оставалось около пятидесяти метров и вдруг Долговушин увидел немцев:„...обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать...” Этим примером автор показывает солдата, которым движет малодушие, ведь он думал только о себе и о своём спасении.
        Долговушин, вернувшись на огневые позиции после встречи с немцами, начал рассказывать выдуманную историю остальным солдатам:„Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мертвого”. Выставляя себя с лучшей стороны, Долговушин в качестве доказательства своей истории показал диск автомата, который был пустой. Эта выдуманная Истрия показывает, что Долговушин трусливый человек, а также эгоистичный, ведь у него не было мысли о своём старшине, которого он бросил.
         Оба примера дополняют друг друга и показывают трусость человека на войне.
        Позиция автора ясна. Автор осуждает поступки героя. Трусливые люди, которые думают только о себе, не должны быть на войне.
        Я согласна с позицией автора. Действительно, проявления трусости, особенно на войне, не должно быть. Только благодаря смелым и отважным людям была одержана победа на Великой Отечественной войне.
Количество слов - 210

Рецензент: Дарья Полищук
Наталья, здравствуйте! Я вижу, что Вы понимаете, как писать сочинение в формате ЕГЭ, однако дам несколько рекомендаций и укажу на ошибки.

1) Проблему нужно формулировать двумя способами: в виде вопроса или в виде конструкции с отглагольным существительным и родительным падежом. У Вас во вступлении обозначена тема, а в выводе Вы все-таки сформулировали проблему проявления трусости. Советую  делать это во вступлении.

2) В тексте есть яркое противопоставление:  в его основе - отношение к боевому товарищу. В центре внимания Бакланова два персонажа - Долговушин и Пономарев. Если бы Вы это почувствовали, то Ваш комментарий был бы глубже.

3) Допустили серьезную логическую ошибку: не ответили на проблемный вопрос. Как проявляется трусость на войне? Такой вопрос я вычленила из Вашей формулировки проблемы. Что видим в позиции автора?
Трусливые люди, которые думают только о себе, не должны быть на войне.
Позиция отвечает совсем на другой вопрос: "Должны ли трусливые люди быть на войне". Помните, что главный логический закон сочинения ЕГЭ таков: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопрос и ответ.

4) Неубедительной представляется Ваша точка зрения. Вот тезис.
Действительно, проявления трусости, особенно на войне, не должно быть.
Его нужно подкрепить конкретным примером. Вы в качестве примера пишете следующее:

Только благодаря смелым и отважным людям была одержана победа на Великой Отечественной войне.
Причем здесь эта мысль? Как она иллюстрирует тезис? Здесь можно было написать о какой-то исторической личности, проявившей трусость на войне. Можно привести в пример и литературного персонажа. Пример должен быть конкретным и должен доказывать Вашу мысль.

5) В сочинении нет вывода, что является композиционной ошибкой.

ГРАММАТИКА:
Только благодаря смелым и отважным людям была одержана победа на Великой Отечественной войне.
Нарушение управления. Победа в Великой Отечественной войне.


РЕЧЬ:

Проблема раскрывается на примере повествования автора о Долговушине, которого взялся воспитывать старшина Понамарёв, после перевода солдата
Неудачное клише. Перефразируем. Проблема раскрывается автором на примере эпизода из жизни солдата Долговушина.
Какого перевода? Пропущено важное для понимания мысли слово. Проблема раскрывается автором на примере эпизода из жизни "бестолкового" солдата Долговушина, которого перевели в повозочные и которого решил перевоспитать старшина Пономарев.

Выставляя себя с лучшей стороны, Долговушин в качестве доказательства своей истории показал диск автомата, который был пустой.
Здесь лучше: стараясь показать себя с лучшей стороны.
"В качестве доказательства своей истории" неудачная конструкция. лучше: Долговушин, чтобы ему поверили, показал пустой диск автомата.

Эта выдуманная Истрия показывает, что Долговушин трусливый человек, а также эгоистичный, ведь у него не было мысли о своём старшине, которого он бросил.
Вместо ВЕДЬ используйте союзы-синонимы: ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО.

Кто бросил? Местоимение ОН отсылает нас к старшине. Некорректно употреблено местоимение. Местоимение заменяет предыдущее слово в той же форме.

В тексте сочинения есть повторы (проблема, старшина, автор). Убирайте их.
ПУНКТУАЦИЯ:

Проблема раскрывается на примере повествования автора о Долговушине, которого взялся воспитывать старшина Понамарёв, после перевода солдата.
Лишняя запятая.

До конца их пути оставалось около пятидесяти метров, и вдруг Долговушин увидел немцев:„...обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать...”
Нужна запятая перед И на границе сложносочиненного предложения.

Эта выдуманная Истрия показывает, что Долговушин - трусливый человек, а также эгоистичный, ведь у него не было мысли о своём старшине, которого он бросил.
Нет тире между подлежащим и сказуемым.

Неверно оформили во втором примере цитату. Вы оформили как прямую речь, но ее нет. Так нельзя. Здесь можно было сделать встроенное цитирование. Он рассказал, как "отстреливались".

Эта выдуманная Истрия показывает, что Долговушин трусливый человек, а также эгоистичный, ведь у него не было мысли о своём старшине, которого он бросил.
Здесь, очевидно, опечатка. Внимательно проверяйте сочинение.

Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку