Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Разрушение объектов культурного наследия

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
02.05.2020 23:08:08
Автор: Мяделец Михаил

В предложенном для анализа тексте В. П. Катаев затрагивает проблему разрушения объектов культурного наследия.  
    Подводя читателя к проблеме, автор ярко описывает окруженный старинными фонарями памятник Пушкину, который впоследствии снесли. «До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь». Рассказчик с горестью вспоминает те времена, когда он мог соприкоснуться с культурой, проникнуться историей того времени, побыть рядом с деятелями литературы и искусства. Этим автор хочет показать, насколько важны объекты культурного наследия для обычных людей. Герой-рассказчик тяжело переживал тягостную эпоху перестановки и уничтожения памятников. «Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски». Автор подчеркивает, что великие объекты культурного наследия стали заменять площадями, которые казались «пустыми», «как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне». И даже призраки, оставшиеся в провалах памяти, кажутся герою более реальными, чем то, что теперь вместо них. Этими примерами В.П.Катаев хочет донести до читателя мысль о том, как важно сохранять память о культуре прошлого.
    Позиция автора заключается в том, что разрушать памятники культуры противоестественно, город должен сохранять свой истинный облик, чтобы «каждый новый день открывал для пешехода новые подробности…»
    Я согласен с позицией автора. Я считаю, что уничтожать объекты культуры – значит забывать об истории города, о великих деятелях того времени, о великих свершениях, которые здесь произошли. Каждый человек обязан знать свой город таким, каким он создавался. Мне кажется, что современное поколение из-за малого количества оставшихся памятников культуры перестанет проявлять интерес к истории и искусству. Они идут в ногу со временем, но при этом забывают о происхождении того места, где родились и выросли.
    Подводя итог, хотелось бы сказать, что объекты культуры очень важны для сохранения памяти.
Количество слов - 281

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Михаил!

Основные требования к сочинению соблюдены: проблема обозначена верно, примеры, важные для ее понимания, приведены и прокомментированы. Однако связь между примерами не указана, из-за этого вы теряете 1 балл по критерию К2.

Постарайтесь быть точнее, говоря о действующих лицах:
Герой-рассказчик тяжело переживал тягостную эпоху перестановки и уничтожения памятников.

Обычно, анализируя публицистический  текст, мы не говорим о герое-рассказчике, вообще не говорим о рассказчике. Перед нами размышления автора, а рассказчик, герой-рассказчик - это персонажи созданного автором художественного мира, они фигурируют в художественных текстах повествовательного типа.

Нарушение точности речи и здесь:
И даже призраки, оставшиеся в провалах памяти, кажутся герою более реальными, чем то, что теперь вместо них.
Наверное, вы имели в виду "в уголках памяти". Потому что в провалах памяти нет ничего - пустота, провал.
Мне кажется, что современное поколение из-за малого количества оставшихся памятников культуры перестанет проявлять интерес к истории и искусству. Они идут в ногу со временем, но при этом забывают о происхождении того места, где родились и выросли.
Речевая ошибка: непонятно,на что указывает местоимение ОНИ, т.к. поколение - это оно.
 Подводя итог, хотелось бы сказать, что объекты культуры очень важны для сохранения памяти.
Необходимо конкретизировать, т.к. слово "память" многозначное и трактовать его можно по-разному.

Итак, Михаил, чуть больше внимания к деталям - связь между примерами, точное обозначение персонажей. Следите за речью, постарайтесь не допускать недочетов. И хорошие баллы вам поставят за сочинение! Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку