Запомни!
Как поддержка в трудную минуту жизни влияет на человека?
-
Текст: В. Астафьев. Руки жены
Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.
Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.
Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.
Один раз он обернулся, спросил участливо:
- Уморились? Тогда давайте посидим.
Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.
Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.- Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.
- Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!
И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.
Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.
Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»
Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:
- Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.- Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:- Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
- Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…- Да ничего, ничего, Стёпа.
После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?
- Так как же мы будем, Надежда?
Она вздрогнула, но сказала спокойно:
- Как все, так и мы.
- Рук у меня нету, Надя.
- Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
- Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.
По В. Астафьеву
Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.
Размышляя над данной проблемой , автор повествует о жизни Степана Творогова .Когда главному герою оторвало руки , он , лёжа в больнице , потерял смысл своего существования " Вот так всю жизнь?". Ночью главный герой решил умереть , выпрыгнув из окна, однако палата была на первом этаже. В один момент он услышал голос своей любимой, которая говорила ему « Стёпа , ты не мучайся. Я здесь, около тебя… Худого в уме не держи… Ладно всё будет.» И каждый день Надежда проходила семнадцать вёрст туда и обратно, чтобы увидеть Степана и успокоить его, чтобы главный герой чувствовал, что он не один. Этот пример показывает , что поддержка очень важна для человека, ведь без неё , Степа мог впасть в депрессию или ,ещё хуже, умереть .
После того, как Творогова выписали из больницы , прошло немного времени, он научился жить без рук. Сам научился стрелять из ружья , косить траву, избу срубил и даже своему сынишке лыжи смастерил, а всё это благодаря поддержке Надежды « Руки у нее - вот что , брат, главное!» Этот пример показывает, что какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход , главное, чтобы рядом был любящий человек.
Позиция автора мне совершенно ясна. Автор считает, что без поддержки близких, и вообще окружающих людей человеку сложно жить в мире. Поддержка помогает пережить все невзгоды , вселить веру и надежду. Автор, от лица главного, героя приводит такие строки « Без неё я так и остался бы раваренной картошкой . И завалился бы, глядишь ,под стол.»
Я абсолютно согласна с мнением автора и считаю, что поддержка даёт толчок совершенствоваться , развиваться. С ней легче переживать все трудности жизни. Свои слова могу подтвердить цитатой Реборна «Сила появляется благодаря поддержке»
Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи и поддержки людей на свете очень трудно существовать . Люди должны помогать друг-другу, иначе весь мир рухнет.
Ваше сочинение доказывает, что Вы владеете навыками написания сочинения в формате ЕГЭ. Вы поняли проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли. В комментарии даны пояснения к двум приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними. На мой взгляд, в данном сочинении связь между примерами можно было обозначить так: "Эти примеры, дополняя друг друга, помогают читателям понять позицию автора: "...........". Таким образом Вы бы убили двух зайцев: выявили смысловую связь и плавно перешли к позиции автора.
Обращаю Ваше внимание на то, что формулировка позиции автора несколько сумбурна и не совсем точна, что приводит к логическому сбою. Вы пишите:
Автор считает, что без поддержки близких, и вообще окружающих людей человеку сложно жить в мире. |
Сохраняя балл по критерию "Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста", все-таки советую, "усиливать" цитату - обоснование небольшим комментарием.
Анализируя практическую грамотность, отмечаю следующие ошибки:
- Орфографические
... какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход ... (правописание частиц НЕ и НИ); помогать друг-другу (без дефиса) |
потерял смысл своего существования " Вот так всю жизнь?", ... говорила ему « Стёпа , ты не мучайся.... (оформление прямой речи); ... ведь без неё , Степа мог впасть в депрессию (зачем запятая?); пример показывает, что какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход ( ситуация " стык союзов" - нужна запятая); без поддержки близких, и вообще окружающих людей ...( однородныечлены предложения, соединенные одиночным союзом И); Автор, от лица главного, героя ... (нет повода для запятой); Автор, от лица главного, героя приводит такие строки « Без неё я так и остался бы раваренной картошкой ... (лишняя запятая,оформление прямой речи) |
Позиция автора мне совершенно ясна. Автор считает ... Автор от лица главного, героя приводит такие строки... Я абсолютно согласна с мнением автора (повтор, которого можно легко избежать, используя контекстные синонимы: автор - писатель - Виктор Астафьев и другие); Автор, от лица главного, героя приводит такие строки...(нарушение лексической сочетаемости). |