Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как поддержка в трудную минуту жизни влияет на человека?

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


30.04.2020 14:48:28
Автор: София Рябова

КаКакую роль играет поддержка в жизни человека ?  Именно этот вопрос ставит В.Астафьев в своём тексте .
Размышляя над данной проблемой , автор повествует о жизни Степана Творогова .Когда главному герою  оторвало руки , он , лёжа в больнице , потерял смысл своего существования  " Вот так всю жизнь?". Ночью главный герой решил умереть , выпрыгнув из окна, однако  палата была на первом этаже. В один момент он услышал голос своей любимой, которая  говорила ему « Стёпа , ты не мучайся. Я здесь, около тебя… Худого в уме не держи… Ладно всё будет.» И каждый день Надежда проходила семнадцать вёрст туда и обратно, чтобы увидеть Степана и успокоить его, чтобы главный герой чувствовал, что он не один.  Этот пример показывает , что  поддержка очень важна для человека, ведь  без неё , Степа  мог  впасть в депрессию или ,ещё хуже, умереть .

После того, как Творогова выписали из больницы , прошло немного времени, он научился жить без рук. Сам научился стрелять из ружья , косить траву, избу срубил  и даже своему сынишке лыжи смастерил, а всё это благодаря поддержке Надежды  « Руки у нее - вот что , брат, главное!» Этот пример показывает, что какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход , главное, чтобы рядом был любящий человек.

Позиция автора мне совершенно ясна. Автор считает, что без поддержки близких, и вообще окружающих людей человеку сложно  жить в мире. Поддержка помогает пережить все невзгоды , вселить веру и надежду. Автор, от лица главного, героя приводит такие строки « Без неё я так и остался бы раваренной картошкой . И завалился бы, глядишь ,под стол.»

Я абсолютно согласна с мнением автора и считаю, что поддержка даёт толчок совершенствоваться , развиваться. С ней  легче переживать все трудности жизни. Свои слова могу подтвердить цитатой Реборна «Сила появляется благодаря поддержке»

Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи и поддержки людей на свете очень трудно существовать . Люди должны помогать друг-другу, иначе весь мир рухнет.  
Количество слов - 299

Рецензент: Наталья Шилова
Добрый вечер,  София.
     Ваше сочинение доказывает, что Вы владеете навыками написания сочинения в формате ЕГЭ.  Вы поняли проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли. В комментарии  даны пояснения к  двум приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними. На мой взгляд, в данном сочинении связь между примерами можно было обозначить так: "Эти примеры, дополняя друг друга, помогают читателям понять позицию автора: "...........". Таким образом Вы бы убили двух зайцев:  выявили смысловую связь и плавно перешли к позиции автора.
     Обращаю Ваше внимание на то, что формулировка позиции автора несколько сумбурна и не совсем точна, что приводит к логическому сбою. Вы пишите:
Автор считает, что без поддержки близких, и вообще окружающих людей человеку сложно  жить в мире.
Уверена,что Виктор Астафьев  считал именно так, но в данном тексте речь идет только о поддержке близкого человека. Кроме того, Вам не стоило применять цитирование.  Работая с текстами художественного или художественно-публицистического стиля,  надо стараться формулировать авторскую позицию своими словами. Например, в Вашем сочинении это можно сделать так: "В. Астафьев считает, что без поддержки близких человеку сложно в этом мире. Поддержка помогает пережить все невзгоды, вселяет в сердца людей веру и надежду".
   Сохраняя балл по критерию  "Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста", все-таки советую, "усиливать" цитату - обоснование небольшим комментарием.
     Анализируя практическую грамотность, отмечаю  следующие ошибки:
-  Орфографические
... какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход ...  (правописание частиц НЕ и НИ); помогать друг-другу  (без дефиса)
-  Пунктуационные   (слабое место!)
потерял смысл своего существования  " Вот так всю жизнь?", ... говорила ему « Стёпа , ты не мучайся....
(оформление прямой речи);
... ведь  без неё , Степа  мог  впасть в депрессию  (зачем запятая?);
пример показывает, что какова бы не была бы ситуация, из нее есть выход  ( ситуация "  стык союзов" - нужна запятая);
без поддержки близких, и вообще окружающих людей ...( однородныечлены предложения, соединенные одиночным союзом И);
Автор, от лица главного, героя ... (нет повода для запятой);
Автор, от лица главного, героя приводит такие строки « Без неё я так и остался бы раваренной картошкой ... (лишняя запятая,оформление прямой речи)
-  Речевые  
Позиция автора мне совершенно ясна. Автор считает ... Автор от лица главного, героя приводит такие строки... Я абсолютно согласна с мнением автора (повтор, которого  можно легко избежать, используя контекстные синонимы: автор - писатель - Виктор Астафьев и другие);
Автор, от лица главного, героя приводит такие строки...(нарушение лексической сочетаемости).








Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку