Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

27.04.2020 22:07:17
Автор: Екатерина Бублик

В.Ф. Тендряков – один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения заставляют нас задуматься о духовно-нравственных проблемах. В рассказе «Люди и нелюди» он пишет о честности и о чувстве стыда. Что значит испытывать чувство совести? Об этом и размышляет автор.

Этот вопрос Тендряков раскрывает на примере ситуации в полку во время военных действий. Рассказчик за свою жизнь часто поступал неправильно, нечестно – «врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля», но его никогда не мучила совесть, ведь он находил оправдание своим поступкам. Однако в этот раз, украв буханку хлеба, он ощутил стыд за содеянное. Ему захотелось повернуть время вспять, дабы не предстать перед голодными, уставшими солдатами вором и обманщиком. Он понимал, что не только он нуждался в пище, а все, поэтому даже себе он не мог доказать, что его поступок был правильным. «Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой» - говорит герой. Чувство стыда сопровождалось виной, которую он старался впоследствии заглушить, совершая небольшие, но героические поступки (пр. 52-53) Он делал их не для того, чтобы выделиться, а для того, чтобы искупить свой позор в первую очередь перед самим собой.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что чувство совести крепко связано с анализом своих действий, сама совесть – это внутренний голос, который подсказывает, правильно ты поступил или нет. Она же помогает человеку исправиться, стать лучше.

Я согласна с автором, так как чувство стыда за поступки, ответственность, вина регулируют поведение человека. Именно моральные ценности, заложенные в нас, наше воспитание, наш внутренний духовный мир формируют голос совести, который впоследствии помогает делать ежедневный выбор в сторону добра или зла, решить списать, украсть, соврать или нет.

Таким образом, чувство совести играет важную роль в жизни человека, именно оно делает нас лучше.
Количество слов - 302

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Екатерина!

Вы неплохо выстроили рассуждение в рамках заданной проблемы. Примеры, которые вы приводите, сопровождаются пояснениями, авторская мысль сформулирована четко, логических ошибок в тексте нет.
Однако вы не обозначили взаимосвязь между приведенными примерами, а собственную точку зрения не аргументировали, не подтвердили иллюстрацией, сформулировав лишь тезис. Эти недостатки лишают вас нескольких баллов за содержательную часть работы.

К другим ошибкам:

Нарушение фактической точности - ошибка в названии рассказа:
В рассказе «Люди и нелюди» он пишет о честности и о чувстве стыда.
Правильно: "Люди или нелюди".
Что значит испытывать чувство совести? Об этом и размышляет автор.
Совесть, безусловно, является чувством, однако эти слова плохо сочетаются друг с другом. Уместнее говорить об угрызениях совести, о муках совести.
«Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой ЗПТ» - говорит герой.
Неверное пунктуационное оформление прямой речи.
Именно моральные ценности, заложенные в нас, наше воспитание, наш внутренний духовный мир формируют голос совести, который впоследствии помогает делать ежедневный выбор в сторону добра или зла, решить списать, украсть, соврать или нет.
Выделенная красным цветом часть предложения не согласована с предыдущими фразами. Делать и решить - нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Екатерина, чтобы не потерять баллы на экзамене, не забудьте четко обозначить связь между примерами в комментарии, собственую точку зрения подкрепить примером. И тогда сможете претендовать на достойные баллы! Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку