Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
26.04.2020 23:37:52

Все наше общество порицает ложь, считая ее низкой и неправильной. Но всегда ли это так? Именно эту тему можно проследить в рассказе знаменитого русского писателя А. И. Куприна.
В произведении нам показывают героя Семенюту, рассказывая о его непростой жизни. Его существование автор называет "диким, болезненным и страшным", давая нам представление о том, насколько беспросветна его судьба. Но у него есть лучик надежды - его любовь к матери. Не желая волновать и вовлекать ее в свои проблемы, он  каждый раз обманывает ее, красиво рассказывая ей сказки. Но, нужно отметить, что он врёт ей не из-за желания убежать от реальности, не из-за стыда за себя, а потому, что считает это необходимым. Его трепетная любовь к ней не позволяет ему рассказать всю правду.
В то же время его мать
знает про обман, но молчит. Ее ложь так же показывают как пример "святой", как пример ее любви к своему сыну. Она никогда не расскажет ему о том, что знала, ведь это тут же разобьет прекрасную картину их семейно встречи.
Таким образом Куприн примерами лжи со стороны как сына, так и матери лишь сильнее подчеркивает свою мысль.
Автор прямо не заявляет о своей позиции, но ее можно понять по благосклонному отношению к Семенюте, по тому, как он желает ему с матерью тихую и спокойную жизнь. Таким образом он считает, что такая ложь может быть оправдана, говоря о ней как о "святой" и имеющей благие цели.
И с ним нельзя не согласиться. У всех в жизни есть моменты, когда ложь - единственный выход. Именно такая, она не должна порицаться, ведь она идёт от чистого сердца. Люди, идущие на "святую ложь", не корыстны, не стараются казаться лучше, чем они есть, они стремятся обезопасить других от неприятных событий или информации.
Именно поэтому мы должны понимать, что ложь - это не всегда плохо, это не всегда зазорно. Человек, который врёт, не всегда плохой, а ситуации не всегда хорошие, чтобы о них можно было легко рассказывать.
Количество слов - 315

Рецензент: Наталья Шилова
    Добрый вечер, Надежда.

    Ваша работа позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ. Вы поняли проблему, сумели проследить за ходом авторской мысли.  Однако  Вам не удалось избежать ошибок и недочетов.

   Правильно сформулировав ПРОБЛЕМУ с помощью вопроса,  Вы далее пишите: "Именно эту ТЕМУ можно проследить в рассказе ...", таким образом демонстрируя, что  не понимаете, в чем различие между этими понятиями.  В самом лучшем случае (так поступлю и я)   это посчитают речевой ошибкой.  

   В комментарии даны пояснения к двум приведенным примерам,но не  выявлена смысловая связь между ними.   Кроме того, написав: " Куприн примерами лжи со стороны как сына, так и матери лишь сильнее подчеркивает "
свою мысль",  Вы допустили  логический сбой  Непонятно, какую из своих мыслей подчеркивает писатель.

  Формулируя позицию автора, Вы  также нарушили  логику:   употребив вводное слово  "таким образом",  сделали  неудачный смысловой  переход между предложениями.
 
     Сохраняя балл по критерию  "Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста", все-таки советую, "усиливать"суждение, потверждающее тезис, хотя бы небольшим конкретным примером.
     
      Вашу работу отличает  разнообразие синтаксических конструкций, однако  точностью словоупотребления она не отличается. Возьмем хотя бы   Вашу неоправданную "любовь" к  личному местоимению "ОН (ОНА)". В своем сочинении Вы употребили его 31 раз. Согласитесь,  русский язык, который по праву считается одним из самых богатых и выразительных в мире, позволяет подобрать контекстные синонимы к этому местоимению и избежать речевых ошибок.  Ваш вариант:
"В произведении нам показывают героя Семенюту, рассказывая о его непростой жизни. Его существование автор называет "диким, болезненным и страшным", давая нам представление о том, насколько беспросветна его судьба. Но у него есть лучик надежды - его любовь к матери. Не желая волновать и вовлекать ее в свои проблемы, он каждый раз обманывает ее, красиво рассказывая ей сказки. Но, нужно отметить, что он врёт ей не из-за желания убежать от реальности, не из-за стыда за себя, а потому, что считает это необходимым. Его трепетная любовь к ней не позволяет ему рассказать всю правду".
 можно отредактировать следующим образом:
В произведении нам показывают героя Семенюту, рассказывая о его непростой жизни. Существование героя автор называет "диким, болезненным и страшным", давая нам представление о том, насколько беспросветна судьба Ивана. Но  у Семенюты есть лучик надежды - любовь к матери. Не желая волновать ее и вовлекать  в свои проблемы, сын  каждый раз обманывает  маму, красиво рассказывая "сказки". Но нужно отметить, что  герой врёт ей не из-за желания убежать от реальности, не из-за стыда за себя, а потому, что считает это необходимым. Трепетная любовь к  матери не позволяет ему рассказать всю правду.
Эта (повтор) и другие  речевые ошибки  являются причиной снижения баллов по критериям 6, 10.

     Анализируя практическую грамотность, отмечаю  следующие ошибки:

орфографическую: Ее ложь так же показывают как пример "святой ( также - союз, пишем слитно);
 пунктуационные: Но, нужно отметить, что он врёт ей ( "нужно ометить" - сказуемое, а не вводное слово - запятая не нужна),  Таким образом Куприн примерами лжи ужна запятая при вводном слове);
грамматические: он желает ему с матерью тихую и спокойную жизнь (нарушение управления - желает тихой спокойной жизни).
Успеха на экзамене.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку