Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема искупления

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

25.04.2020 22:32:43
Автор: Василий Семенов

       Никто не идеален и все совершают ошибки. Но как с ними жить и нужно ли оправдываться перед другими людьми и перед самим собой? Размышляя над этими вопросами, Владимир Фёдорович Тендряков поднимает проблему искупления в жизни.

    Свои мысли автор излагает через героя-рассказчика, который, находясь в очень тяжелых условиях, в военное время, совершает проступок: крадет часть еды, положенной другим людям. Тендряков на протяжении всего отрывка показывает, как превращается человек, ранее совершавший безнравственные поступки,  в того, на кого хочется ровняться. Герой рассказа часто обманывал. Он врал учителям, чтобы не получить плохой оценки, не сдерживал обещания. Автор показывает черты рассказчика для того, чтобы доказать, что такие грехи, как ложь, обман товарищей, можно искупить и впоследствии оправдать себя перед собственной совестью.

       Тендряков противопоставляет героя рассказа в прошлом с тем, кем он становится в будущем. Он показывает человека, который первым лез на обрыв линии под шквальным обстрелом, который делился с другими честно заработанной едой. Автор акцентирует внимание на том, что человек, совершавший ошибки, может исправиться и в будущем приносить пользу обществу.

       Позиция автора в этом тексте представлена неявно, однако, опираясь на ход сюжета отрывка и на действия героя, можно сказать, что мысль автора заключается в том, что каким бы плохим не был человек, он может стать лучше и приносить людям добро. Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем, главное доказать себе, что ты уже не “урод среди красивых” как раньше, а человек, для которого нравственность не пустое слово.

      Я согласен с позицией автора. Чтобы искупить свой грех, нужно шаг за шагом, делая хотя бы маленькие поступки, “завоёвывать свое самоуважение”. Если не делать этого, то можно стать еще хуже не только для других, но и для самого себя, а когда в человеке и вне его лишь коварство и трусость, жизнь теряет свои краски. В заключении хочется отметить, что автор поднял очень интересную проблему, заставившую меня задуматься.  
Количество слов - 307

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Василий!

У вас получилось интересное сочинение, в целом оно сооветствует критериям ЕГЭ. Проблему вы определили корректно, выполнили развернутый комментарий, подобрав и пояснив важные для понимания проблемы примеры.

Недостатком рассуждения является отсутствие доказательства собственной позиции по проблеме. Вы привели тезис и довод к нему, но не проиллюстрировали свои рассуждения конкретным примером.

Нескольких баллов вы лишаетесь из-за ошибок.

Орфография:
Тендряков на протяжении всего отрывка показывает, как превращается человек, ранее совершавший безнравственные поступки,  в того, на кого хочется ровняться.
рАвняться
мысль автора заключается в том, что каким бы плохим не был человек, он может стать лучше и приносить людям добро.
каким бы плохм НИ был человек
Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем
также
В заключении хочется отметить, что автор поднял очень интересную проблему, заставившую меня задуматься.
в заключениЕ

Пунктуация:
Никто не идеален ЗПТ и все совершают ошибки.
Это сложносочиненное предложение, требуется запятая.
Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем, главное доказать себе, что ты уже не “урод среди красивых” ЗПТ как раньше, а человек, для которого нравственность не пустое слово.

Речь:
Размышляя над этими вопросами, Владимир Фёдорович Тендряков поднимает проблему искупления в жизни.
Слово "в жизни" лишнее, искупление не может быть вне жизни.
Свои мысли автор излагает через героя-рассказчика, который, находясь в очень тяжелых условиях, в военное время, совершает проступок: крадет часть еды, положенной другим людям.
Излагать мысли ЧЕРЕЗ кого-то нельзя, неудачный шаблон у вас. Правильно: Автор рассуждает о проблеме на примере эпизода из жизни героя-рассказчика, который...
Он врал учителям, чтобы не получить плохой оценки, не сдерживал обещания.
правильно: не держал обещания.
Автор показывает черты рассказчика для того, чтобы доказать, что такие грехи, как ложь, обман товарищей, можно искупить и впоследствии оправдать себя перед собственной совестью.
фраза двусмысленная: ее можно понять так, будто товарищи обманывали, и так, будто он сам обманывал товарищей. Подобных конструкций лучше избегать.
Тендряков противопоставляет героя рассказа в прошлом с тем, кем он становится в будущем.
Точнее - в настоящем.

Василий, вам нужно поработать над речевым оформлением сочинения, следить за орфографией. Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку