Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема значимости человека в обществе.

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

22.04.2020 01:30:35
Автор: Александра Полоумова

     В тексте А. П. Чехов  поднимает проблему значимости человека в обществе. Что делает нас важными?
     Автор обращает внимание читателя на ситуацию главного героя текста, который чужим орденом хотел показать себя с важной и солидной стороны, чтобы его уважали. Герой вел себя очень уверенно, но когда дело дошло до того, что его ложь может всплыть наружу, Пустяков заметно зардел, вновь становясь тем смущенным человеком. Это показывает то, что люди, которые желают показать свою статность ложью, никогда не смогут обрести черты характера уважаемых людей, так как их настоящее «я» всегда будет с ними и ни один орден или какой-нибудь другой аксессуар не сможет затмить это.
     Рассуждая над проблемой, Чехов показывает поведение героя после обеда, скрывая за насмешкой тщеславие и зависть Пустякова, который жалел только о том, что он не взял более статный орден. Некогда смущенный герой вдруг стал жадным завистником. Это говорит о том, что, к сожалению, хрупкий внутренний мир человека очень падок на славу, внимание и уважение. И чтобы добиться всего этого люди чаще всего вынуждены надевать маску совершенно другого человека, теряя свою индивидуальность.
     Оба примера, дополняя друг друга, говорят о том, что люди, которые хотят, чтобы их ценили и уважали, порой прибегают к обману, в процессе чего начинают постепенно терять самого себя.
     Позиция автора заключается в том, что человек не должен выдавать себя за кого-то другого, не должен украшать свой внешний вид какими-либо дорогими и статными аксессуарами, чтобы подчеркнуть свою важность.
     Я согласна с позицией писателя в том, что каждый человек должен всегда оставаться самим собой, а не присуждать себе чужие достижения. Мы те, кто мы есть на самом деле и нас ничто не сможет изменить. Люди должны понимать, что важнее всего то, что у тебя внутри, а не снаружи. Красивая внешность или звон ордена на груди – это не самое главное. А вот богатство духовного мира является бесценной валютой, которая останется с нами на всю жизнь.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что не аксессуары и достижения делают нас значимыми в обществе, а богатый внутренний мир, который мы не должны потерять, примеряя на себя чужую жизнь.  И, как говорил Фалес Милетский: «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях».
Количество слов - 359

Рецензент: Наталья Шилова

     Добрый вечер, Александра.  Ваша работа доказывает, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.   Однако Вам не удалось безупречно справиться с заданием. Обращаю Ваше внимание на следующие ошибки.
     
      На мой взгляд, формулируя проблему, Вы допустили логический сбой.  Между предложениями вступления отсутствует «мостик», поэтому, чтобы проследить за ходом Вашей мысли, приходится восстанавливать пропущенную фразу. Во - вторых, слово «важный» многозначное. Вы, скорее всего, употребили его в значении «высокий по должности, по положению». Но об этом опять же  приходится только догадываться.
     
        В своем сочинении Вы прокомментировали проблему с опорой на исходный текст. В комментарии дали пояснения к двум приведенным примерам, выявили смысловую связь между ними. Однако и здесь Вы допустили логическую ошибку.  Вы пишите: "…когда дело дошло до того, что его ложь может всплыть наружу, Пустяков заметно зардел, вновь становясь тем смущенным человеком…". Но из предыдущих предложений сочинения нельзя понять, когда ранее герой уже приходил в смущение.
     
       Отмечаю, что Вы верно сформулировали  позицию автора, выразили и обосновали свое отношение к ней. Предостерегаю, правда, от  категоричных заявлений (нас ничто не сможет изменить...; не  ... достижения делают нас значимыми в обществе ).    
     
      К недостаткам Вашего сочинения можно отнести  и ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи. Также  советую стремиться к более точному   выражению мысли, более точному словоупотреблению.  В работе,  к сожалению,  очень много речевых ошибок и недочетов.

     Анализируя практическую грамотность, отмечаю следующие ошибки:
пунктуационные:
Герой вел себя очень уверенно, но когда дело дошло до того, что его ложь может всплыть наружу, Пустяков заметно зардел ( необходима запятая в ситуации "стык союзов"),
И чтобы добиться всего этого люди чаще всего вынуждены надевать маску совершенно другого человека...( необходимы запятые  в СПП),
Мы те, кто мы есть на самом деле и нас ничто не сможет изменить. ( необходима запятая  в СПП),
И, как говорил Фалес Милетский: «Не наружность надо украшать (необходима запятая при вводной конструкции);
грамматические:
Это показывает то, что люди...  никогда не смогут обрести... (Ошибка в построении СПП),
падок на ...  внимание и уважение... (нарушение управления);
 речевые:
чужим орденом хотел показать себя  (нарушение лексической сочетаемости  -  с помощью чужого ордена),
Пустяков заметно зардел... (нарушение лексической сочетаемости  -   ... лицо Пустякова зардело),
показать свою статность ложью (употребление слова в несвойственном ему значении - показать  статусность),
не взял более статный орден (употребление слова в несвойственном ему значении -  важный орден),
хрупкий внутренний мир человека очень падок на славу...  (нарушение лексической сочетаемости  человек падок на славу),
украшать свой внешний вид  (нарушение лексической сочетаемости - украшать себя...),
статными аксессуарами  (употребление слова в несвойственном ему значении ),
присуждать себе чужие достижения (нарушение лексической сочетаемости -  присваивать себе),
богатство духовного мира является бесценной валютой (нарушение лексической сочетаемости ).
Желаю успеха на экзамене.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку