Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Пробема совести и честности.

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

21.04.2020 10:39:52
Автор: Жижина Анна

В тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему человеческой совести и честности.
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась  «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.» Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие. Главный герой вспоминал о том, что в жизни ему приходилось много врать ради собственной выгоды. Он понимает всю низость своего поступка и желает все вернуть назад. Автор хочет показать  читателям, что порой невозможно найти оправдания своим поступкам, их просто нет.
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем. Он в свою очередь очень тяжело себя чувствовал: «Среди красивых людей- я уродлив» Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, чем так ужасен обман.
В.Ф.Тендряков хочет донести до читателя мысль о том, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность  оправдаться перед самим собой. Один неверный поступок может перечеркнуть все другие, даже самые хорошие.
Я полностью согласна с мнение автора в том, что невозможность человека оправдать самого себя- это ужасно. Ложь разрушает все хорошее и правильное, что есть в людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема человеческой совести очень важна.
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена.

Количество слов - 246

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Анна!

Ваше сочинение получилось несколько сумбурным, непоследовательным. Вы скачете с одной мысли на другую, рассуждаете невнятно. Хоть проблема текста намечена верно, но сформулировать грамотно вы ее не смогли:
В тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему человеческой совести и честности.
В формулировке не хватает отглагольного существительного: проблема проявления совести и честности. Скажите, разве советь и честность могут быть у кого-то, кроме человека? По-моему, нет! Тогда зачем прилагательное "человеческий"?

Совесть и честность - это не одно и то же. Получается, вы говорите о разных проблемах? Так нельзя. Ваше рассуждение рассыпается, не выстраивается влогическую цепочку. Вы начинаете об одном, потом перескакиваете на другое (оправдания), потом на третье (трусость и подлость)... В итоге позиция автора и ваша собственная позиция не соответствуют поставленной проблеме! Вы потеряли баллы по К3 и К4, полностью обнулились баллы за логику.

Второй пример не соответствует заявленной проблеме, первый соответствует с большой натяжкой.


К другим ошибкам:
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась  «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.»
Рассуждая, автор повествует... - из какого шаблона эта фраза? В любом случае, шаблон неудачный. Повествовать и рассуждать - это глаголы, обозначающие разные типы речи - повествование и рассуждение. Автор делает либо то, либо другое.

И вообще, как читателю понять это предложение? Вы не пишете о том, что дело происходит в годы войны, что солдаты голодали... Ваше изложение событий неточное, непоследовательное. Порядок слов неудачный, затрудняет восприятие текста.

Орфография:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие.
полбуханки
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Правильно: довериЕ
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена.
Дефис не нужен.

Пунктуация:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб ЗПТ и с презрением смотрели и разговаривали с героем.
Пропущена запятая после придаточной части.
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все ЗПТ даже очень тяжелые времена.
Пропущена запятая.

Грамматика:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем.
Ошибка в употреблении однородных членов.
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Нарушение соответствия между местоимением и словами, на которые оно указывает.

Речь:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие.
Ошибка в употреблении местоимения. Непонятно, на кого указывае местоимение ЕГО.

Итак, Анна, нужно поработать над определением проблемы текста и над составлением комментария.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку